Мы приступили к тому времени, которое христиане называют «Страстной Седмицей» Каждый день ее имеет особое значение. Каждый день назван Великим. Даже дни Пасхальной недели Устав называет «Светлыми». А вот на Страстной всё иначе.

«Зачем мне это нужно знать?» — спросят некоторые. Наверное просто потому, что мы живём в постхристианском мире, а значит, как минимум, это наша история. У нас постоянно кипят мелкие, чаще всего виртуальные, войнушки, а значит иногда нужно в самой страшной суматохе остановиться, хотя бы на фоне величайшей Трагедии в истории человечества.

Великий понедельник. Начало крушения надежд.

Христос восходит в Иерусалим и люди живут надеждой. Он в душах многих рождает множество надежд. «Весь Иерусалим» выходит встречать Его. С цветами, зелёными ветвями, радостными возгласами. И одежды постилают под ноги осла, на котором едет Господь..

Иисус Христос вообще многим подарил Надежду.

Для кого-то это была надежда на исцеление — ведь Он исцелил многих.

Для кого-то это надежда никогда не быть голодным — ведь Он накормил тысячи.

Для кого-то это надежда избавиться от римского владычества.

Для кого-то это была надежда сесть одесную и ошуйную в царстве Израиля.

Надежд было много. И все ждали их свершения. И радовались: «Благословен Грядый во Имя Господне! Царь Израилев!»

Каждому хотелось, чтобы Царь пришёл и исполнил упование каждого.

А что сделал Царь?

Он не воссел судить Израиля.

Он не потребовал Себе Престола.

Он пошёл в храм наводить порядок и проклял смоковницу.

Он не сказал какой властью это делает.

Он рассказал притчи про злых виноградарей и брачный пир.

Он не исполнил ни одну из возлагавшихся на Него надежд.

Несбывшиеся надежды подтолкнули Его к распятию.

Вместо исполнения желаний людей Он проклинает смоковницу. Это единственное разрушительное чудо в Евангелии.

«Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется, по словам его, — будет ему, что ни скажет.» (Марк 11:20-23)

«Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек» — не столько проклятие, сколько пророчество. Бесплодная смоковница есть символ бесплодного народа.

И тут же Иисус говорит ещё одно пророчество. Про гору Сион, которая « поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мих 4.1), и вот Иисус предрекает ей погружение в морскую бездну – символ погибели.

Великий Вторник — день обличений, пророчеств и притч.

В этот день фарисеи и саддукеи в последний раз пытались победить Иисуса в словопрениях.

Обе партии подходили к Нему по отдельности. Первым Он рассказал можно ли давать подать кесарю. Вторым сказал, что Бог не есть Бог мёртвых, но живых, а значит, воскресение неизбежно. Ещё Он сказал про наибольшую заповедь в Законе — про любовь к Богу. И Сам спросил их, этих любителей родословных, чей Христос Сын? И не могли иудеи ответить на этот вопрос. Смешались они. И «с того дня никто уже не смел спрашивать Его.» Только на судах потом хватало смелости спрашивать у Него. Пленённого, беззащитного, приговорённого. Но Иисус обличает не с ненавистью, но болью. И это очень важно. Каждый наш грех — это ещё один гвоздь в Его руки и ноги. Каждое Его обличение — это крик о помощи и мольба о вразумлении нас. «Горе вам!» — не приговор нам, но шанс на покаяние.

Он говорит о последних днях, которые наступят, но когда — никто не скажет и если есть точная дата конца света, то точно в этот день ничего не произойдёт. Важно только делать правильно своё дело и не спать. Хотя, даже если ты уснёшь — не так страшно, коль ранее заботился ты исполниться Св. Духа, как в притче о 10 девах, которые ждали Жениха.

Притча о талантах, рассказанная к концу дня говорит, что не только фарисеи и саддукеи не правы. Среди зубовного скрежета может оказаться каждый. В особенности тот, кто боится ошибиться. Ошибаться не страшно — страшно ничего не делать, ведь Бог судит не дела наши даже, а скорее намерения сердечные.

Великая Среда — день предательства и жертвы.

Иисус возлежит в одном из домов на ужине. В этот момент к нему подходит Мария, сестра Марфы и Лазаря, и мажет Его ноги драгоценным миром. Иуда этим крайне возмущён. Он говорит, что это миро можно было продать за триста динариев и раздать нищим. Сумма действительно огромная — динарий платили тогда за день работы наёмному рабочему. Иуда гневается, его разочарование Иисусом достигает предела, он решает выдать Христа первосвященникам. И договаривается об этом. Суть предательства Иуды в том, что он выдает место, где Христа можно арестовать «по-тихому». Условно говоря не на «майдане», а где-нибудь в безлюдном месте. Тридцать серебреников — плата символическая. Это минимальная цена раба. За меньшие деньги, согласно Закону Моисея, человека нельзя было ни продавать, ни покупать.

За прошедшие тысячи лет многие пытались'понять" и "объяснить" Иуду и его поступок. Это как раз то, что просто не стоит нашего внимания. "Вошел сатана в Иуду..." — это значит, что Иуда исполнился злом. А зло — не-сущее, стремящееся в небытие, его не понимать и исследовать надо, а избегать. Попытаться понять трусоватого, но решительного Петра — интересно. Попытаться объяснить попытку свести огонь с неба на людей апостола любви Иоанна — поучительно. Но изучать Иуду — мерзко.

Наш путь не за ним, по узким и кривым переулкам ночного Иерусалима за серебряниками. Наш выбор — Сионская горница. Вечеря с Иисусом. Причастие Его Тела и Крови.