Продолжим тему, поднятую в прошлой статье об изменении геополитических тенденций, но в этот раз поговорим об Европе.
Как уже было сказана, исходя из интервью Элбриджа Колби, США все больше смещают свое внимание из Европы в Азию. Это предполагает сосредоточение всех ресурсов, финансовых и военных, на противостояние с Китаем, а значит уменьшение объема помощи и для Украины, и для Западной Европы. То, что наша страна к такому повороту не готова, тут и обсуждать не стоит. Но как насчет Европы? Готова ли она взвалить на свои плечи заботу о собственной безопасности и, заодно, помогать Украине в войне, которая может затянуться на годы? В какой-то мере ответить на этот вопрос поможет статья в еженедельнике "Forreign Affairs" в моем вольном пересказе с расширениями и дополнениями.
Прежде, чем перейти к самой статье, хотелось бы привести результаты опроса среди жителей ЕС о вызовах и приоритетах объединенной Европы в 2023 г. Там среди прочих пунктов есть и вопросы об Украине: поддержка ее интеграции в единый европейский рынок, поддержка финансовая и экономическая, поставка вооружения нашей стране. По всем трем позициям преобладают позитивные для нас результаты. Но вот тенденция не такая радужная. Она показывают увеличение противников предоставления военной помощи нашей страны до 34% в августе 2023 по сравнению с 26% в апреле 2022. Количество не согласных с предоставлением экономической помощи нашей стране увеличилось в двое, с 14% до 28%. Не такой большой рост, конечно, но в свете высказываний Колби тенденция явно неблагоприятная. Если Европе действительно придется взвалить на себя основные расхода на Украину, цифры эти, я уверен, очень быстро поползут вверх.
Но вернемся к статье и начну я сразу с главного вывода из нее – Европа абсолютно не готова в большой войне и к выстраиванию собственной системы безопасности, если США действительно менее активно будут ее защищать. И это самым плачевным образом скажется на положении нашей страны.
Причин такой неготовности объединенной Европы к обороне много: исторические, географические, психологические, политические, но прежде всего, конституционные. В отличие от США, с ее федеративным государственным строем, с централизованным бюджетом и исполнительной властью, ЕС является конфедерацией. Ее члены объединены вместе системой договоров и совместных решений, но окончательная власть принадлежит национальным государствам, входящим в ее состав. Если какая-либо страна не выполняет свои обязательства перед блоком, ее можно за это критиковать, заморозить какие-нибудь финансовые фонды, даже судить в Европейском Суде. Но ее нельзя заставить их выполнять (Венгрия тому яркий пример).
По идее, страны ЕС должны проводить единую политику в сфере безопасности и международных отношений, но в реальности все, увы не так. В Европе существуют разные группы по взглядам и интересам в отношениях с такими станами как Иран. Китай, Россия, Украина. Единства нет даже среди таких ключевых стран как Франция и Германия. То же самое касается и вопросов безопасности. Еще в 2009 г Польша и Франция выступили с совместной идей создания PESCO – специальной программы, направленной на более тесное сотрудничество в сфере безопасности и обороны. Идея программы исходила из примеров создания и эволюции таких союзов как Шенгенская зона, единая зона евро и т.д. Европейский оборонный союз мог бы включать изначально только несколько стран, которые потратят 2% своего ВВП на оборону, объединены общими задачами и направят своих солдат в структуры под единым командованием. Остальные страны могли присоединиться по мере готовности к этому. Но под активным воздействием Германии PESCO, запущенное в 2017 г, быстро превратилось в бесполезное сборище, включающее 26 из 27 европейских стран, которое вместо создания боевых формирований занимается совместным финансированием различных проектов в области обороны. В результате, все на что были способны солдаты, служащие под европейским флагом, это охранять границы от эмигрантов, тренировать полицейские и военизированные силы в других странах и наблюдать за выборами, в основном в Африке.
Даже российско-украинская война, разразившаяся в самой Европе, мало изменила ситуацию с готовностью Европы к самозащите. Н-р, оборонные компании должны были ждать больше года, чтобы только заключить контракты на производство вооружения и начать заполнять скудные европейские арсеналы. Несмотря на сдвиг, произошедший в сознание европейских граждан и политиков, на ту финансовую и военную помощь, которую Европа оказала Украине, в ней все еще существуют существенные разногласия по отношению к этой войне. Здесь я хотел бы продемонстрировать график из опроса, приведенного выше, показывающий поддержку Украины с разбивкой по странам:
В свете почти неминуемого столкновения США и Китая за Тайвань, что будет с Европой и Украиной, когда Штаты будут вынуждены бросить все свои ресурсы на азиатский театр военных действий? На данный момент США поставили помощи нашей стране на 70+ млрд долларов. Примерно столько же потратила совместно Европа. По результатам нашей войны Европа уже потеряла 190 млрд долларов по данным Santander Bank, это от 1.1% да 1.4% общеевропейского ВВП. Но каковы будут потери, если противостояние США-Китай войдет в горячую фазу? Отсидеться в стороне, как предлагал Макрон, в этом случае не удастся, в конечном итоге придется выбирать сторону конфликта, между крупнейшим торговым партнером в лице Китая и наиболее мощным союзником в лице США. Экономические потери в любом случае будут катастрофическими. Где тогда Европа возьмет ресурсы и на Украину, и на свою безопасность, если финансовый и военный ручей из Штатов будет перекрыт? Складывается впечатление, что никто из политиков ни в Европе, ни в нашей стране об этом особо не задумывается, и тем более, не готовится к этому.