В одном из последних номеров еженедельника "Forreign Affairs" была опубликована большая статья с таким названием. Ее автор — Джейк Салливан, нынешний советник президента США по национальной безопасности. В своe первом посте здесь, я давал выкладки из интервью Э. Колби, одного из стратегов со стороны республиканской партии. Там он говорил о грядущем сдвиге геополитического фокуса США с Европы на Азию и Китай, если к власти придут республиканцы. Теперь перед нами высказывания Д. Салливана, человека, во многом определяющего международную стратегию Штатов со стороны демократов. Весьма вероятно, что именно она будет претворяться в жизнь в случае победы Байдена на президентских выборах. Итак, выдержки из статьи в моем вольном пересказе. Сама статья очень длинная, в ней много оправданий прошлым и нынешним действиям администрации Байдена, общих рассуждений, бла-бла-бла. Все это я опущу и сосредоточусь на наиболее важных, с моей точки зрения, идеях, с небольшими добавлениями того же Салливана, но опубликованные в других источниках. Должен сразу предупредить, что, в отличие от Колби, в своей статье он мало касается Украины и Европы, отделываясь общими сентенциями. Тем не менее, она дает понимание политики, проводимой Байденом сейчас и намеки, читаемые между строк, на ее будущие изменения, могущее затронуть в том числе и нашу страну.
Основной посыл статьи можно выразить так: мир меняется, а с ним необходимы изменения и в международной стратегии Соединенных Штатов. Ее текущая политика была сформирована в условиях окончания Холодной войны после развала Советского Союза. Основополагающей характеристикой этого периода являлось отсутствие геополитической конкуренции. Доминирующей силой, и военной, и экономической, в это время были США. Но теперь этот период окончен и встает закономерный вопрос: что придет на смену?
После окончания Холодной войны США недостаточно уделяли внимание важности вклада в развитие динамичной и жизнеспособной экономики внутри страны. В период Фокуямовского «конца истории», многие предполагали, что геополитическое соперничество приведет к экономической интеграции, и что новые страны, приобщенные к международной экономической системе, изменят свою политику, чтобы играть по правилам. В результате экономика США приобрела значительные уязвимости. И это касается не только Штатов. Вот что сказал Салливан по этому поводу в другом своем интервью: «Игнорирование экономической зависимости, накопившейся за десятилетия либерализации, стало по-настоящему опасным — от энергетической неопределенности в Европе до уязвимостей в цепочках поставок медицинского оборудования, полупроводников и важнейших полезных ископаемых».
Хотя результаты развития глобальной экономики весьма впечатляющие, но сами Штаты уступили лидерство в ведущих секторах производства, потерпели неудачу в инвестировании в инфраструктуру. И главное, как он признавал в вышеуказанном интервью, экономическая либерализация, проводимая предыдущими администрациями, не привела к миру. С приходом к власти администрации Байдена многое делается для исправления ситуации. Одним из направлений стало уменьшение зависимости от внешних поставок по многим критическим минеральным ресурсам, выстраивание надежных цепочек поставок с партнерами и союзниками в жизненно важных секторах экономики. Пришло понимание, что многие секторы экономики, такие как связь, энергетика, компьютеры, настолько же важны для национальной безопасности, как и оборона. Учитывая взаимозависимость, нет никакого сомнения, что Вашингтон должен разбить барьеры между внутренней и международной политикой. Как было сказано в еще одной статье, официальные власти не могут больше рассматривать торговлю и коммерцию без учета безопасности.
Все это должно привести, и уже приводит, к значительным изменениям в отношениях США с другими странами. Прежде всего, происходит усиление ее связей со своими союзниками. Эти союзы были выстроены в другую эпоху и в прошлые годы Штаты недооценивали их. Страны, поддерживающие эти союзы в течении последних 30 лет, часто упускали из виду необходимость их модернизации в эру взаимозависимости. Многое поменялось с момента вторжение России в Украину. Штаты мобилизовали глобальную коалицию, чтобы поддержать Украину. НАТО расширилось за счет приема новых членов. США И ЕС углубили кооперацию в области экономики, энергетики, технологий и национальной безопасности. Подобное происходит и Азии. В результате трехстороннего альянса между США, Японией и Южной Кореей, отношения между этими странами выходят на новый уровень. Сюда нужно добавить AUKUS – трехсторонний альянс между Штатами, Австралией и Великобританией. Новые соглашения с Филиппинами усилили стратегическое положение США в индо-тихоокеанском регионе. Вьетнам был объявлен стратегическим партнером Штатов. Еще одно образование, Quad, объединил США, Австралию, Индию и Японию, создал новые формы сотрудничества в области технологий, климата, здравоохранения и безопасности судоходства. Углубляется сотрудничество с Индией, и т.д., и т.п.
Выстраивая такие тесные отношения со своими союзниками, США предпринимает усилия по увеличению их взноса в общее бремя расходов. Около 20 стран НАТО к 2024 г собираются тратить 2% своего ВВП на оборону, по сравнению с 7 странами в 2022. Япония пообещала удвоить свой оборонный бюджет. Австралия вкладывает историческую сумму в оборону, Германия стала 3-м крупнейшим поставщиком вооружения в Украину.
Но предстоящая эра конкуренции будет непохожей на все, что было до этого. Европейская конкуренция в 19 и 20 веках была, в основном, региональным соревнованием между ближайшими соседями, которое закончилось бедствием. Холодную войну, последовавшую после наиболее разрушительной войны в истории человечества, вели 2 супердержавы, которые мало зависели друг от друга. Сегодняшняя конкуренция совершенно другая. США и Китай экономически взаимосвязаны и вызовы, стоящие перед ними, беспрецедентны.
С точки зрения Штатов, Китай останется главным игроком на мировой сцене в обозримом будущем. Необходимо ожидать приливов и отливов в геополитической конкуренции. США будет в чем-то получать выгоду, в чем-то Китай. Вашингтон должен балансировать между безотлагательностью и терпением, понимая, что важно выиграть войну, а не отдельную битву. США продолжают пользоваться существенными торговыми и экономическими связями с Китаем. Но эти связи осложняются тем, что Китай является соперником, поэтому целью Штатов будет «де-рискизация» и диверсификация. Вашингтон хочет защитить ряд чувствительных технологий, это не является протекционизмом, это защита национальной безопасности. США будут продолжать инвестировать в собственные мощности и в создание безопасных и эластичных цепочек поставок, расширяя технологическое сотрудничество со своими пантерами и союзниками. США будет отвечать на агрессивные действия и отстаивать основные правила, такие как свобода мореходства.
Вашингтон признает, что Китай может иметь фундаментально другое видение на взаимные вызовы, стоящие перед странами. Поэтому администрация Байдена увеличивает дипломатические усилия с Китаем, сохраняя существующие каналы коммуникации и создавая новые. К сожалению, Китай часто воспринимает такие усилия как проявления слабости, хотя недавно появились обнадеживающие признаки, что он может признать ценность стабилизации в отношениях.
В отношениях с другими странами, в основном с Глобального Юга, США будут избегать смотреть на них через призму геополитического противостояния или относится к ним как к арене для прокси-войн. США следует быть реалистами, уважать их суверенитет и их право на принятие решений, выгодных, в первую очередь им самим. Но Вашингтон должен ясно обозначить, что является наиболее важным для США. В этом случае другие страны будут стимулы, чтобы действовать в интересах Штатов. В предстоящее десятилетие официальные лица проведут больше времени, чем за прошедшие 30 лет, в переговорах со странами, которые не согласны с США. Мир становится ареной все более интенсивного соревнования и Штаты не могут говорить только с теми, кто полностью разделяет их мировоззрение или ценности. Необходимы дипломатические усилия, чтобы добиваться сотрудничества с несогласными в сферах общих интересов.
Хотя основные результаты по тем шагам, которые США предпринимает сейчас, н-р, инвестиции в передовые технологии или подводные лодки для Австралии, будут получены в будущем, но есть несколько проблем, требующих решения сейчас. Необходимо, чтобы Украина оставалась суверенной, демократической и свободной. Необходимо укреплять мир и стабильность в Тайваньском проливе. Необходимо усилить региональную интеграцию на Ближнем Востоке. Необходимо модернизировать военную и оборонную производственную базу Штатов. Необходимо помогать в развитии стран Глобального Юга.
США вошли в 3-ю фазу своей глобальной роли после окончания Второй мировой войны. В совей 1-й фаза администрация Трумена заложила фундамент Американской мощи, чтобы достичь две основные цели: усилить демократические страны, демократическое сотрудничество и сдерживать Советский Союз. Эта стратегия, с 50-х по 70-е, включала всесторонние усилия по инвестированию в американское производство, особенно в области новых технологией. Но в 80-х эта тенденция начала разрушаться в свете окончания Холодной войны. Во 2-й фазе, когда США не имели никакого равного соперника, успешные администрации искали пути усиления мирового порядка, основанного на американских правилах, и показывали примеры кооперации в критических ситуациях. Эта фаза изменила мир к лучшему: многие страны стали более свободными, богатыми, безопасными; глобальная нищета уменьшилась; мир успешно справился с финансовым кризисом 2008 г. Но это также был период геополитических изменений.
Сейчас Штаты находятся на пороге 3-й фазы, в которой мир вступает в период нового соревнования в эпоху взаимозависимости и межнациональных вызовов. Это не означает разрыва с прошлым или отказа от выгод, полученных прежде, но это действительно означает выстраивание новой основы Американкой силы. Это требует пересмотра прошлых долговременных предположений. Исход этой фазы не будет определяться только внешними силами, но, в большей степени, он будет зависеть от тех решений, которые США предстоит сделать.