Украина продолжает наносить системные удары по российской нефтеперерабатывающей отрасли, что уже создало острый дефицит бензина в РФ. Впервые в истории Россия начала импортировать бензин из Китая, пытаясь компенсировать нехватку топлива на внутреннем рынке. Но ситуация не стабилизируется и даже хуже, очевидно, что повреждения российских НПЗ уже перешагнули точку не возврата. Хотя, на самом деле, будет только хуже и можно смело говорить о перспективе обрушения всей нефтеперерабатывающей и даже нефтедобывающей отрасли в РФ.

 

16 марта 2014 года сенатор США Джон Маккейн в интервью для CNN назвал Россию «бензоколонкой», что прочно стало именем нарицательным, ярчайшим образом, описывающим российскую роль в мироустройстве. Но, в 2025 году Россия фактически утрачивает этот статус «бензоколонки», превращаясь из страны лидера экспорта, в страну импортёра.

 

Остановка НПЗ

 

Причиной нынешнего катастрофического положения России с её нефтеперерабатывающей отраслью являются регулярные удары украинских дронов по НПЗ.

 

На сегодняшний день в европейской части РФ повреждено не менее 50% НПЗ. Между тем, именно в европейской части России сосредоточена основная нефтепереработка, составляющая более 4,5 млн баррелей в сутки! Потенциал зауральских НПЗ менее 1 млн барр/сут.

 

Кроме того, именно в европейской части НПЗ проходили в первую очередь модернизацию и установку дорогостоящего, современного, западного оборудования повреждение или уничтожение, которого не позволит провести быстрый ремонт или замену. Либо не позволит их провести не то, чтобы быстро, а вообще исключит такую возможность из-за санкций.

 

В частности, украинские дроны наносят удары по установкам ЭЛОУ-АВТ-6 или ЭЛОУ-АВТ-2.5 которые отвечают за глубокую переработку нефти, выпуск высокооктановых бензинов и является основной производственной мощностью российских НПЗ. Но, помимо основной производственной мощности, эти установки самые дорогостоящие и труднозаменяемые компоненты завода.

 

Если спрогнозировать продолжение системных ударов по российским НПЗ на том же уровне, на котором они проходят последние 2-3 месяца в 2025 году, даже без логичного наращивания интенсивности, то к середине 2026 года в европейской части России нефтеперерабатывающая отрасль будет попросту уничтожена, а её гипотетическое восстановление займёт десятилетия. И, опять-таки, восстановление возможно только по завершению войны.

 

На сегодняшний день суммарный дефицит нефтепереработки уже составил более 2 млн барр/сут, что отразилось острым дефицитом бензина в большинстве регионов РФ.

 

Россия пытается адаптироваться к складывающейся ситуации, увеличивая экспорт, но и тут возникают подводные камни. Рост экспорта российской нефти приводит к снижению цен на нефть, в то время как сами, потенциальные покупатели, готовые скупать российскую нефть, рискуя оказаться в санкционной немилости, требуют скидок.

 

Таким образом, вынужденная больше экспортировать нефти, Россия сама же валит цены, но и параллельно вынуждена с ещё большими скидками продавать свою продукцию.

 

Казалось бы, что может быть хуже? На самом деле – может.

 

Остановка добычи нефти.

 

Снижение переработки сырой нефти и растущая по этой причине доля экспорта не могут решить главной проблемы для этой отрасли – добыча, превышающая экспорт, поставляет на внутренний рынок столько продукции, сколько Россия не только не может переработать, экспортировать, но уже и хранить. Все имеющиеся на территории страны хранилища и базы заполнены, а хранение в танкерном виде повышает цену фрахтования, при снижающейся цене самой продукции.

 

Всё это в какой-то момент вынудит российское руководство принимать, как говорится, сложные решения – консервацию нефтяных скважин, для снижения показателей общей добычи. И это патовое решение, ведь закрытие российских скважин это шаг к краху уже не только нефтеперерабатывающей, но и нефтедобывающей отрасли! И вот почему.

 

Вернёмся немного в прошлое, когда в России ещё можно было получить более-менее правдивую аналитическую информацию из отчётов и открытых докладов.

 

Собственно, согласно отчёту Минэнерго Российской Федерации 2018-2019 г.г. в течение 14 лет добыча нефти в России сократится с 11 млн баррелей в сутки до 6 млн баррелей в сутки, чего достаточно для такой страны исключительно для самообеспечения, но не будет хватать для экспорта. Причиной тому является истощение месторождений и, как не странно, невозможность запускать новые из-за их труднодоступности и отсутствия технологий.

 

В свою очередь, в отчёте Минприроды РФ «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов РФ в 2016-17 гг» сообщалось, что за прошедшие 2 года в РФ не было введено в эксплуатацию ни одного крупного месторождения нефти или газа. Вместе с тем, истощение месторождений на Урале превысило 70%, в Западной Сибири — более 50%. Разработка перспективных месторождений на арктическом шельфе, таких, как Южно-Приновоземельском, Поморском, Северо-Поморском-1, Северо-Поморском-2, Русском, Западно-Матвеевском, Восточно-Сибирском участках и Киринском газоконденсатном месторождении на шельфе Охотского моря, из-за отсутствия технологий и соответствующего финансирования — невозможно.

 

А проведённая в 2019 году Роснедрами инвентаризация месторождений показала, что их рентабельность составляет 67%. По факту, 33% месторождений, уже по состоянию на 2019 год были убыточными. Из 2700 месторождений с суммарными запасами 28,9 млрд. тонн нефти, 600 месторождений были экономически не выгодны для разработки, а объем нефти на убыточных месторождениях составлял 5,7 миллиарда тонн!

 

Как так такое было возможным, отчасти раскрыл секрет глава компании «Роснефть» Игорь Сечин, в том же 2019-м обратившийся к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о налоговых льготах для ряда месторождений общей суммой 40-50 млрд рублей.

 

Тогда Игорь Сечин пояснил необходимость предоставления льгот тем, что добыча чистой нефти катастрофически снижается на месторождениях, например, на Приобском месторождении, лишь 10% извлекаемой субстанции является нефтью, а остальные 90% — вода и прочие примеси. Причина тому – истощение месторождений.

 

О чём говорит вся вышеизложенная информация, причём на 2019-й год? О том, что большая часть месторождений России истощены настолько, что остановка скважин приведёт к тому, что возобновить добычу там уже будет не возможным. Патовая ситуация. Либо, добывай нефть и не знай, что с ней делать дальше, или закрывай месторождения, без возможности возобновить на нём опять добычу.

 

И это всё указывает на то, что Россию ожидает не только бензиновый дефицит, который окажется лишь цветочками, но и при выведении из работоспособного состояния НПЗ в европейской части РФ, что уже может произойти в первой половине 2026, появятся ягодки – крах нефтедобычи.

 

Россия при Путине утратит не только статус «бензоколонки», но и одного из лидеров по добыче и экспорту нефти, а сама отрасль будет настолько разрушена и деградирована, что её восстановление до первоначального уровня вряд ли когда-то вообще будет возможным.

 

И важно заметить, что мы сейчас говорим о сценарии, если интенсивность ударов сохранится на нынешнем уровне, и будут они сконцентрированы исключительно по европейской части России. А если, что намного вероятнее – нет?

 

Источник: Мinval.az