Уже завтра в Киеве стартует горячая пора партийных съездов всех цветов и идеологий. Согласно закона, до 10 июня партии должны представить ЦИК списки своих кандидатов для участия в парламентских выборах.

Досрочный роспуск Верховной Рады новым президентом Зеленским оголил внутренние противоречия в парламентских фракциях, одновременно ускорив процессы раскола и переформатирования политических сил. Особенно чётко они проявляются в бывших партиях власти – БПП и НФ. И если «фронтовики» по сути уже превратились в «труп» не претендуют на политическую субъектность в следующем электоральном цикле, то партия 5-го Президента Петра Порошенко сейчас перебывает на марше и на ходу переформатируется.

Объективно, за 5 лет правления Порошенко, БПП так и не стал полноценной партией. Скорее он был его личной клиентелой – конъюнктурным объединением политиков, региональных элит и бюрократии вокруг Президента. Политическим «клеем», который скреплял эту разношёрстную кампанию был доступ к властным позициям и распределению бюджетных потоков. Как результат, после потери ним власти, БПП в нынешнем виде начал рассыпаться.

Накануне парламентских выборов на руинах БПП чётко вырисовалось три политических субъекта, чьи пути с каждым днём расходятся все дальше – команда Порошенко, группа Гройсмана и «УДАР» Кличко. Стоит отметить, что большим заблуждением является мнение, что Святослав Вакарчук как новое лицо в политике «откусывает» значительную часть электората у БПП. На самом деле певец играет в либерально-демократической нише. Как показывает социология, запуск его партии «Голос» серьёзно «съел» электорат «Самопомощи», «Гражданской позиции» и либеральной мелюзги вроде «Демальянаса», «Силы людей», «Люди Важливі» и «Дій з нами», злобно оставив их всех умирать на обочине. В тоже время Порошенко и его бывшие партнёры находятся в правоцентристской нише, охватывающей 15-20% электората страны. Эти две ниши не сильно пересекаются – избиратель у них совпадает географически (центр и запад Украины), но не социально и идейно.

Поэтому в правоцентристской нише основная борьба на выборах развернётся между бывшими партнёрами по БПП, а не с Вакарчуком.

5cf9626319cdb.jpg

24 мая БПП провёл съезд, на котором сменил название на «Европейскую Солидарность». Таким образом Порошенко не только одним из первых публично провёл смотр партийных рядов, но и сделал весомую заявку на приватизацию темы европейской интеграции, а заявленный на съезде курс на обновление и омоложение силы должна помочь снять часть негатива, скопившегося за годы пребывания у власти. В эту концепцию идеально вписываются заявления 29 мая о выходе из БПП одиозных соратников Порошенко Игоря Кононенко и Александра Грановского.

31 мая «Европейская Солидарность» провела новый съезд, прогнозируемо избрав своим новым главой Петра Порошенко и сформировав внутрипартийные органы управления. На съезд были приглашены только 1/3 нынешних нардепов-списочников от БПП и небольшая часть мажоритарщиков, которым доверяет экс-Президент. Показательно, что на съезд не пришли премьер Гройсман, генпрокурор Юрий Луценко, мэр Виталий Кличко. Зато там присутствовал спикер Рады Андрей Парубий, очертив контуры нового политического союза.

Почти все члены переизбранных президиума и политсовета ЕС (26 человек) представляют команду Порошенко. Исключение – жена генпрокурора Ирина Луценко, ставшая членом политсовета. Решения съезда свидетельствуют о том, что Порошенко имеет фактически 100% контроль над управлением партией и похоже попутчики ему на этих выборах не нужны.

5cf9628b563b9.jpg

Уже через неделю после победы Зеленского премьер Гройсман дал понять, что пойдёт на парламентские выборы самостоятельно. Роспуск парламента спутал премьеру все карты, не оставив время для раскрутки своего политпроекта. По этой же причине Порошенко в реальности поддерживает идею досрочных выборов, которая позволит ему «утопить» своих бывших союзников, а ныне электоральных конкурентов (ничего личного, просто собственные интересы).

Долгое время Гройсман вёл переговоры о совместном походе на выборы с Арсением Яценюком, но два премьера так и не договорились. С другой стороны, токсичность для Гройсмана такого союза была очевидна и до этого. Согласно социологии, при самостоятельном участии «Украинская стратегия» Гройсмана может претендовать на 2-2,5%, а в союзе с Яценюком – на 1%.

Сам Порошенко предлагал премьеру войти в его команду и получить квоту в партийном списке ЕС, чтобы не конкурировать на одном поле. Но тот отказался, предпочтя самостоятельное плавание. Премьером движет желание наконец выйти из тени Порошенко и стать полноценным игроком.

С Кличко ситуация ещё запутанней. Столичный градоначальник ещё в марте заявил, что «УДАР» будет идти отдельно от БПП и начал вести переговоры чуть ли не со всеми игроками. За это время в СМИ появлялась информация о его переговорах с Гройсманом, Смешком, Вакарчуком и даже Тимошенко. Рейтинг партии «УДАР» в конце мая составлял не более 0,5%. В реальности от партии мало что осталось. Ячейки существуют только на бумаге, а голосование 22 мая за изменение избирательного законодательства показало, что из влиятельной парламентской группы, составлявшей в 2014 г. 30-35 нардепов, осталось более 10-12, остальные давно ищут другие варианты спасения.

С рейтингом 0,3-0,5% Кличко с его аппетитами никому не нужен. Недавнее видеообращение мэра к Михаилу Саакашвили с предложением возглавить партию «УДАР» и совместного похода на выборы выглядит больше как последний крик утопающего. Перед Кличком ещё остаётся вариант похода вместе с Порошенко, но очевидно, что при таком варианте ему светит квота не больше 10% (3 места) и статус оппозиции по отношению к Президенту Зеленскому. Если же Кличко не заведёт в следующую Раду своих людей, то после выборов потеряет своё лобби в парламенте, без которого Коломойский и команда Зе быстро его съедят.

5cf96619b1f80.jpg