Неделька обещает быть горячей. После того, как с энтузиазмом реализовали идейку с вконтактиками-яндексами-одноклассниками, у меня появился здоровый интерес к деятельности наших законодателей, ибо это болото способно на неординарный поступок. Следующими обещают быть эти самые гундяевцы.
Вряд ли у кого-то из читателей этих строк имеется больше причин ненавидеть московскую церковь, чем у меня. Я искренне уверен, что место этим мракобесам в «озере огненном, горящем огнем и серою» (не только им, но меньше с этим…). Но речь тут о другом. Начну с маленького отступления.
Кто начинал заниматься аквариумистикой, то прекрасно знает таких замечательных рыбок, как гуппи. Они очень неприхотливы, живучи, плодовиты и живородящи. Поэтому дешевы и популярны. Но даже среди этих рыбок имеются весьма дорогие породы, к которым относится, например, московская вуалевая.
Именно такой – плодовитой и живородящей, но при этом совсем не дешевой (для государства) является и московская церковь в Украине. Чтобы понять ее планы в отношении нашей страны (а ее эта церква не без некоторых оснований считает своей канонической территорией), достаточно посмотреть на количество новых церквей в новостройках и их конфессиональную принадлежность. Другими словами, московский патриархат здесь всерьез и надолго и того фэйла, который у него случился на Западной Украине он уже не допустит.
Да и ситуация там была совершенно другая. В 1946 году после ликвидации УГКЦ все ее имущество было захвачено Русской православной церковью и таким образом Львовская епархия РПЦ стала самой большой и доходной. Этому способствовали миллионы религиозных галичан, которые хоть и с дулей в кармане, но до церкви шли и жертвовали щедро в силу традиционной зажиточности. Но московские попы рано радовались, т.к. греко-католическая церква продолжала функционировать и в диаспоре, и в подполье. Поэтому при первой возможности украденное было возвращено, а московские попы или перекрасились в киевских или пинками были отправлены куда восточнее. Но тут имеется один существенный фактор – все это происходило в конце 80-х, т.е. от времени захвата прошло чуть более сорока лет. Так что в ту самую церкву бывало возвращался тот самый ксьондз, который служил в ней после войны и большая часть тех же самых парафиян была крещена подпольными ксьондзами. В результате возврата имущества были, конечно, и драки уровня стенка на стенку с участием православных монахов и ментов, но, в принципе, утряслось все довольно быстро, хотя выглядело всё, как правило, некрасиво.
В результате московской церкви пришлось утереться и подсчитывать убытки. Но несмотря на это даже сегодня в том самом Львове успешно функционируют, как минимум, три больших прихода УПЦ МП. Все они, как правило, переполнены не только по праздникам, но и по обычным выходным. Если учесть, что даже не очень многочисленная русская община особой религиозностью не отличается (в силу происхождения – из военных, партийных или технической интеллигенции), то подавляющее большинство там – это местные украинцы. Что же их мотивирует?
Стоит учитывать, что многие православные – это православные убежденные, для которых не все равно в какую церковь ходить в униатскую или православную. Более того, многие православные отдают себе отчет о каноническом статусе УПЦ Киевского патриархата. Короче говоря, каноническое православие не признает обрядов, которые совершаются священниками УПЦ КП, (проще говоря относятся к ним, как к православным сектантам) и немало прихожан знает это. Поэтому – зачем платить за сомнительную услугу? Это – религиозная сторона вопроса. Но существует и статистический парадокс.
По количеству приходов (эта цифра легко проверяема) уверенно лидирует УПЦ МП (с 12 700 приходами) против 4 900 (УПЦ КП). При этом опросы населения (а по-другому оценить нельзя – так как списков прихожан не ведется) показывают, что сторонников киевского патриархата чуть ли не половина. Мне кажется, что это довольно просто объяснить. Во-первых, при опросе на улице многие из сторонники МП запросто назовут КП в целях безопасности (возможно, что им кажется, что не совсем безопасно признавать себя прихожанином церкви московской особенно в последние годы). Во-вторых, есть тот тип прихожан, которые даже не имеют представления о подчинении храма (например, они раз в год туда ходят на Пасху). И по их мнению, раз церква в Киеве – то и патриархат киевский. Но это такое. Лично меня процессы, происходящие внутри УПЦ МП, с точки зрения работы на врага не сильно пугают, так как для попов тут на первом месте, таки, деньги, и если Лаврские попы будут клясться в любви к президенту, то это логично, «ибо нет власти не от Бога!» и им это будет выгодно. Православная церковь создавалась как обслуживающая власть. Тем более, русская православная.
К чему я это все клоню? Один топ-блогер как-то писал:
«Попы московские к чужим не ходят. А раз уж пришли, и не выгонишь – то не считают вас чужими. И если у вас во дворе будка с мокшанскими попами, а в миску возле этой будки регулярно кто-то кладет пожрать – значит, Бог всея Руси, улусов Великого, Малого и Белого, и протчая, и протчая... хан Московский, управдом Кремлевский считает ваш двор своим.»
По-видимому, ситуация с мокшанскими попами не такая однозначная и сами они совсем были бы не прочь поменять погоны ФСБ на СБУ (при сохранении зарплаты – тут и риски меньше и перспективы больше) и потихоньку избавляться от позорной приставки МП (которую вы уже не найдете ни на сайте УПЦ, ни на ихних вывесках). Хотя, как видно, нашим властям хватит дури таки усугубить.
Сергій Швець
sandbox
Сегодня отец Онуфрий...
18 травня 2017 22:18