История — наука точная, равно как и социология, политология etc. Отличие лишь в том, что точность математики или физики подкреплена более совершенным и структурированным набором формул и законов, что в условно гуманитарных науках сделать несколько тяжелее. Не более того. Все эти дисциплины имеют свою чёткую логику. На основе такой системы возникают политическая аналитика, прогностика, компаративистика, кризисное моделирование и многие другие разделы политической науки.
Спорить с логикой истории глупо и недальновидно — не зря ведь говорят, что она повторяется, и каждый виток её повторения одновременно как более трагичен, так и более курьёзен. Всё это, только в гораздо более системной форме, блестяще описал Гегель и впоследствии Маркс. На мой взгляд, нет более целостного и полного объяснения развития человеческой истории, чем исторический материализм. Суть его как раз-таки и заключается в наличии у истории чётких правил и законов развития. Их форма может менятся, но суть остаётся неизменной.
Именно поэтому я категорический и последовательный противник любой революции, кроме революции сознания. Ведь, согласно прямой логике исторического развития, революция, требовавшая пресловутых liberté, egalité и fraternité, 5 лет спустя оборачивается осаждённой крепостью, военным положением и поиском внутренних врагов, свобода слова и демократия разбиваются о линию партии, темники и самоцензуру СМИ, а в обществе «неожиданно» возникает целая прорва «врагов», «инагентов» и «5 колонны», и число «иных» растёт с каждым днём в геометрической прогрессии. Это неизбежная логика исторического процесса. Так происходит всегда, когда наружу выходят деструктивные силы, сопутствующие любому вооружённому восстанию: эдакие «демоны майдана», если выражаться художественным языком ассоциаций.
Любая революция ассоциируется у меня с лисицей из «Антихриста», которая, пожирая саму себя, произносит зловеще «ХАОС ПРАВИТ». Нечто страшное, иррациональное, приносящее с собой хаотичную неуверенность в дальнейшем исходе событий. Произойти может что угодно, однако даже в этой многовариативности прослеживается стальная логика, эдакий железный закон истории — если мы делаем революцию, то мы получаем:
а) внутренний конфликт (контрреволюция и реакция);
б) интервенцию;
в) войну.
Исключения, ежели таковые и случаются, лишь подтверждают общее правило.
К сожалению, не многих сегодня волнует вопрос: «а как же так получилось?». Как же мы, выходя за свободу, получили в итоге, к примеру, военное положение, которое ну никак не коррелирует со свободой? Как же, стремясь построить справедливое общество и единую страну, мы получили «5 колонну» и «вражеских агентов»? Как же, стремясь к европейскому буржуазному раю в стиле welfare state, мы получили обнищание, перманентный кризис и военный конфликт?
Да вот так. Потому что такова логика развития исторического процесса, и, учитывая как эту самую логику, так и конкретно наш социально-политический контекст, иначе случится попросту не могло. Собственно, это весь ответ.
Поэтому у меня уже давно не вызывают особых эмоций ни агрессивные действия России, ни откровенно странные действия Украины, ни сепаратизм в Донбассе, ни раздача венгерских паспортов в Закарпатье, и так далее, и далее так. Потому что «никогда такого не было и вот опять». Если вчера ты очень сильно напился, сегодня (и, вполне вероятно, ещё и завтра) тебе будет очень плохо и глупо этому как удивляться, так и реагировать на эту железобетонную закономерность эмоционально. Нам не помогут эмоции и патетические восклицания, но помогут холодная оценка ситуации, взвешенность и прагматизм.
Есть у революции начало и нет у революции конца. «Робеспьер, ты следующий!», — громогласно кричал Дантон по пути на эшафот. Если же ещё и вспомнить тот факт, что в исторической ретроспективе революции чаще всего не побеждали (на их место очень часто возвращаются волны контрреволюции и ползучей реакции), то и вовсе непонятным становится, зачем вообще на них каждый раз возлагаются такие большие надежды, а особенно — в многострадальном постсоветском пространстве. И прав был гений русской словесности Виктор Степанович Черномырдин с его бессмертным высказыванием касаемо любых изменений в наших широтах: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Хотели как лучше. Получается как всегда.
Такая вот железный закон истории.