Теракт в Новой Зеландии — стране очень спокойной, мирной, толерантной — меня поразил. Написать об этом я смог лишь сутки спустя, когда эмоции, наконец, схлынули, уступив место анализу случившегося. Лавры Андерса Брейвика, как мы видим, не дают некоторым неадекватным людям покоя даже на другом конце планеты. Самой жуткой и красноречивой деталью этого преступления, на которой я хотел бы остановить своё внимание, стала онлайн-трансляция при помощи высококачественной камеры Go Pro.
Думаю, многие видели фильм под названием «Хардкор». Сюжет его абсолютно не важен, его там по сути и нет. Главное — это техника и формат съёмки: от первого лица при помощи пресловутой Go Pro. «Хардкор» — это весёлый, задорный трэш-боевик с огромным количеством стрельбы, трупов, взрывов и зрелищности. Кто не видел — рекомендую ознакомиться. Сам я не люблю такие фильмы, однако особенность именно данного творения заключается в очень необычном формате съёмки. Это выглядит действительно интересно и очень эффектно, ознакомьтесь на YouTube хотя бы с парой минут фильма, оно того стоит.
Самое ужасное в ново-зеландском теракте — это то, что, по сути, террористы показали нам «Хардкор» наяву, эдакий live-вариант. Я видел эти кадры расстрелов — смотреть их было легко и просто ровно до того момента, когда ты вдруг понимаешь, что это не фильм (хотя так похоже на очередной боевик!), нет, это реальная стрельба в реальных людей. Вот тогда становится по-настоящему жутко и хочется поскорее выключить эту гадость. Разница между новомодным фильмом-боевиком и реальным расстрелом людей стирается, потому что одно попросту неотличимо от другого. Это нечто из разряда «найдите 5 отличий», где самое страшное то, что отличий нет.
Террористический акт в Новой Зеландии — это в некотором роде продолжение символизма от Аль-Каиды (11 сентября — это самый символичный теракт в истории) и медиа-технологий в терроризме от ИГИЛ. Война, взрыв, теракт — всё это превращается в весёлое шоу под задорную музыку с онлайн-трансляцией в популярные социальные сети. Качество, свет, звук — всё на высшем уровне, осталось лишь запастись попкорном. Постмодерн, являющийся сегодня доминирующей парадигмой нашего бытия, проявляет себя во всей своей демонической красе. Разница между реальностью и виртуальностью стирается, медиа-технологии фильмов и компьютерных игр претворяются в реальную жизнь с пугающей достоверностью, и в этом новом мире становится уже полностью неясно, где реальность, а где вымысел и игра фантазии.
Кажется, мой коллега Даниил Богатырёв, комментируя трагические события в колледже в Керчи, говорил о том, что это следствие политического постмодерна. Я полностью согласен с его утверждением. Более того, оно применимо и к трагедии в Новой Зеландии. Этот теракт является следствием постмодерна в политике, в культуре, в социальных отношениях, etc. Мир, где террористические акты снимают на камеру и транслируют в сеть в реальном времени, явно нуждается в переосмыслении чего-то очень важного и фундаментального.
Я надеюсь, что этот ужасный случай заставит аналитические центры и политические элиты ряда западных и не только государств о чём-то задуматься. Потому что при сохранении нынешних тенденций повторение подобных трагедий, к сожалению, неизбежно. И каждый раз они будут всё более шокирующими.