Некоторое время назад на сайте petition.president.gov.ua была инициирована петиция Щодо оприлюднення стенограм телефонних розмов із Путіним. Как вы думаете каков будет ответ?
Ответ простой, — ваш пошлют в пеший поход на три буквы.
Ни одна петиция, что при Порошенко, что уже при Зеленском не получила хоть какого либо развития. (Хотя первому из названных президентов можно сказать спасибо за сам факт введения системы петиций)
Мало того, правительство Гройсмана так же запустило систему обращения граждан к кабинету министров.
Вы слышали о сколь нибудь значимом решении на основании обращений в кабинет министров?
Да, под петициями набравшими нужное количество подписей вы можете найти текст ответа, который выглядит скорее отмазкой, нежели реальным планом к действию. Именно так оно выглядит что на портале президента, что на портале кабинета министров.
Совершенно очевидно что система не работает. Да и, скорее всего, не будет работать в таком виде.
Давайте разбираться почему и что с этим делать?
Позволю себе напомнить, что государство Украина — это парламентско-президентская республика. Т.е, главный у нас парламент, который создает коалицию, выбирает премьер-министра вместе с кабинетом, и несет ответственность за всю ту хрень которую креативит.
Так почему же мы пишем петицию президенту?
Что, по сути, решает человек в этой должности?
Да, скажете вы, де-юре это не так, но де-факто Президент у нас много чего решает. И у него, например, «генпрокурор на 100% будет моим человеком» или же быть человеком «без юридического образования и опыта работы» но кумом.
Это реалии сегодняшней Украины, но в нашем случае это ничего не меняет.
Так почему мы обращаемся с петицией к президенту если логика государственного устройства диктует совершенно другое?
Совершенно очевидно, что граждане должны обращаться к парламенту.
Именно там находятся рычаги, которые позволят задать ход петиции в том или ином случае.
Такого рода механизм влияния граждан государства на внутренние и внешние процессы отлично коррелируется с недавно принятой поправкой в законопроект № 1015 «о праве народа на законодательную инициативу».
Конечно, сложно сказать, что имели в виду авторы законопроекта, который, кстати, был принят и отправлен на рассмотрение в КСУ и как эта «законодательная инициатива» будет технически реализована.
Тут важно вот что, — адресат петиция должен быть изменён от президента к парламенту. И получив подтверждение КСУ, Рада обязана доработать столь важный элемент коммуникации с гражданами. В этом есть смысл, причем гораздо больший нежели мы себе можем представить.