Когда смотришь на понятие «Минимальная заработная плата», совершенно очевидны три вещи:
1. Минимальная зарплата не является мерилом минимального дохода, позволяющего жить, а, скорее, позволяющего выживать.
Про издевательское понятие «минимальный прожиточный минимум» (2118 грн с 1.07.2020) вообще упоминать не буду.
Реальная минимальная сумма дохода на самостоятельно живущего в городе человека стартует с 8000 грн.
2. Минимальная зарплата служит в этой стране инструментом политиков по повышению лояльности маргинальной части электората (т.е. не разумеющих что происходит), а так же, параллельно, прессом, выдавливающем из белого и полубелого бизнеса дополнительные отчисления в дырявый бюджет.
Процесс очередного повышения запускается, как правило, в периоды пошатнувшегося рейтинга проваливших свои задания текущих политиков, и заканчивается в момент начала новой каденции.
3. Все субъектные участники этого печального процесса понимают, что Минимальная зарплата — это, почти всегда, лишь официальная часть реальной заработной платы, которую получает сотрудник.
Ибо кто в здравом уме, ведя деятельность в стране со слаборазвитой экономикой, низкой монетизацией рынка и нижайшей покупательной способностью потребителей, будет платить белые зарплаты имея налоговую нагрузку 41,5%, а если считать от «суммы на руки», то все 52%!
И выходит такой себе триптих: Лицемерство, Подлость и Хитрость.
И как подтверждение вышесказанного недавние новости: «Уряд збирається зібрати більше податків. А саме- підвищіти на 38% до кінця 2021 р. мінімальну заробітну плату (до 6 500 грн), і по оцінкам експертів, це призведе до вилучення у бізнесу порядка 5,5 млрд грн»
Есть ли выход из этого замкнутого круга?
Конечно есть, и он так же очевиден.
Что стоило бы сделать сейчас:
- Ввести единый налог на заработную плату в размере 20% + 1,5% военный сбор. Что бы обналить на выплату з/п под 14% стало просто бессмысленно (к моему удивлению, про подобный подход, только в разрезе ставки НДС, недавно говорил Глава ГНС Любченко, за что респект).
При этом, в силу деактуализации вышеописанной связки «выгода-риск», объем реальной налоговой базы возрастет в разы и, в скором времени, не только перекроет временный провал поступлений в бюджет, но и существенно превысит текущий уровень наполнения казны.
- Спустя год, сделать налоговым агентом нанятого сотрудника.
Механизм отчисления можно перенести на уровень взаимоотношения гражданин-банк, когда банк, по поручению гражданина, перечисляет заданный % в бюджет с пришедших средств на з/п карту.
Как бонус такого подхода- «население» станет гражданами и начнет понимать и интересоваться что оно платят и куда это расходуется.
Ну а пока, вкушайте новые краски Триптиха...