3 апреля в мире разразился грандиозный скандал. Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) опубликовал доклад, который раскрывает схемы вывода активов в офшорные (не облагаемые налогом) зоны известных политиков и чиновников из разных стран мира. Были преданы гласности сотни гигабайтов документов панамской юридической фирмы «Mossack Fonseca», в которых фигурируют около ста сорока политиков и государственных служащих, включая 12 действующих и бывших лидеров государств всего мира.

Какова реакция общества, политиков, а также правоохранительных, фискальных и других компетентных государственных организаций на это скандальное событие, затронувшее, в том числе и Украину? Можно констатировать, что она не однозначна и получила большой резонанс. Разделим комментаторов на несколько основных сегментов:

Первый это группа политиков, однопартийцев и общественных деятелей, вставших грудью на защиту Петра Порошенко. Предлагаю ознакомиться с основными тезисами и аргументами, которые они используют, отбеливая репутацию Петра Алексеевича:

  • президент обещал продать свой бизнес, поэтому регистрация компании в офшорной зоне, куда планировалось вывести бизнес-активы президента с целью дальнейшей продажи или передачи в независимое управление, лишнее тому подтверждение;
  • ничего страшного в том, что президент зарегистрировал в офшоре компанию и через нее пытается продать свой актив. Это повсеместная практика всех крупных украинских компаний с целью минимизации уплаты налогов в бюджет страны. Оптимизация выплат в бюджет государства не запрещена украинским законодательством;
  • президент зарегистрировал в офшорной зоне компанию на свое имя, а не на подставное лицо – значит, он честен, чист и открыт. Ведь он пытается продать свой бизнес, который он выстраивал годами, с минимальными издержками;
  • офшор нужен Порошенко для того, чтобы защитить свои активы от рейдеров;
  • исходя из опубликованных документов, речь идет не о выведенных из Украины миллиардов, а всего лишь о незадекларированной созданной им и зарегистрированной за границей на его имя компании. Сумма, о которой идет речь – всего три с лишним тысячи долларов. Это мелочь;
  • перед тем, как кричать вор – стоит выяснить, какой закон нарушен, какой ущерб государству был нанесен;
  • привязывать оптимизацию налоговых выплат президентом к идущей в этот момент в стране войне и связанных с ней человеческих трагедий аморально.

Второй – это группа политиков, «оппонентов» нынешнего президента, выходцев из партии Регионов констатирующих:

  • мы же говорили, что придя к власти Порошенко не станет государственным деятелем, который будет служить на благо избравшего его народа, а останется бизнесменом, использующим президентскую должность для своего личного обогащения (можно подумать они что-то бы изменили в этом плане);
  • они искренне недоумевают, в чем виноват Янукович со своим сбежавшим близким окружением. Зачем было его свергать, если Порошенко со своим окружением занимаются тем же, чем и они, находясь при власти.

Третий это политики, журналисты, политологи и общественные деятели, исходя из опубликованных документов, утверждающие что:

  • самое главное нарушение президента заключается не в уголовном преступлении, а в том, что гарант Конституции непосредственно сам нарушил основной закон страны. Статья 103 Конституции Украины запрещает вести президенту коммерческую деятельность и входить в состав руководящих органов предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
  • прошло два года с момента антикоррупционной революции, а в стране ничего не поменялось. Реформы, позволяющие искоренить или существенно снизить уровень коррупции не проводятся, а только декларируются намерения и осуществляется имитация реформ. А Петр Порошенко своими действиями демонстрирует свою личную заинтересованность в сохранении старой коррумпированной системы;
  • коррупция в высших эшелонах власти процветает, не привлечен к ответственности ни один крупный чиновник или политик, уличенный в коррумпированных действиях. Отсутствие эффективного государства, позволяющего перекрыть расхищение бюджетных средств и создающего прозрачные условия для государственных трат (армия, полиция, образование, медицина, инфраструктуру и т.д.);
  • не проведены экономические реформы, в том числе и налоговая, позволяющие создать привлекательный безопасный инвестиционный климат, снизить налоговую нагрузку и обеспечить равные возможности в ведении бизнеса на территории Украины. Получается для простых граждан – налоги, а для власти – офшоры.

Четвертый – правоохранительные, фискальные и другие компетентные государственные организации. В основном их представители выбрали тактику самоустранения и попросту решили соскочить с этой темы, снимая всякую ответственность с себя:

  • глава Государственной фискальной службы Роман Насиров заявил: «Департамент физлиц уже ведет проверку информации об офшорах Порошенко, но ГФС работает исключительно на территории Украины, а офшоры –это юрисдикция Нацбанка». (О чем умолчал глава ГФС? О том, что Порошенко подал в декларации недостоверную информацию о своих доходах. Понесет ли президент за свое нарушение какую-либо ответственность?);
  • представитель пресс-службы Национального банка заявил о конфиденциальности информации о возможной выдаче президенту Петру Порошенко индивидуальной валютной лицензии на зарубежные инвестиции. (Либо она просто отсутствует, потому что Конституция Украины запрещает президенту такие действия, либо в нарушение законодательства Национальный Банк конфиденциально выдал ему такую лицензию. Наступит ли за это какая-либо ответственность?);
  • прокурор Генпрокуратуры Владислав Куценко не увидел состава преступления в действиях президента Петра Порошенко. С его слов органы прокуратуры, согласно Конституции, не имеют таких полномочий и порекомендовал обращаться с заявлениями в Верховную Раду. (По мнению некоторых экспертов де-юре прокуратура имеет право расследовать такого рода действия, но де-факто беспристрастно этого делать не будет, так как полностью подконтрольна президенту. Кстати, Порошенко планировал продать свой бизнес за 3 млрд долларов США, при продаже через оффшор бюджет Украины потерял бы сумму порядка 600 млн долларов);
  • пресс-секретарь Национального антикоррупционного бюро Светлана Олифира заявила: «Действующий Президент Украины не подсуден НАБУ. Есть отдельная процедура импичмента, которая прописана в Конституции. Мы не вправе вести расследование против действующего Президента Украины». (При принятии закона о НАБУ Администрация президента изъяла пункт о предоставлении права расследования действий, касающихся президента);
  • депутаты Верховной Рады вообще считают ситуацию смешной и говорят, что привлечь президента к ответственности не могут, так как Закон об импичменте президенту, регламентирующий данную процедуру не принят;
  • СБУ и МВД пока не комментируют офшорный скандал.

А как отреагировал гарант Конституции Украины Петр Порошенко? Достаточно предсказуемо, впрочем, как всегда. Аналогично предыдущему скандалу, связанному с увольнением приглашенного им же заместителем генерального прокурора Украины Давида Сакварелидзе. Петр Алексеевич традиционно снял с себя всю ответственность, переложив ее на третьих лиц. «Я первое должностное лицо в Украине, которое серьезно относится к декларированию своих доходов, уплаты налогов и вопросу конфликта интересов, которые решаю в рамках украинского законодательства и международного частного права. Став Президентом, я отошел от управления активами, поручив это дело соответствующим консалтинговым и юридическим компаниям. Ожидаю, что они предоставят исчерпывающие объяснения для украинской и международной прессы».

Как отразится на имидже и к каким последствиям приведет этот скандал в Украине? Лично для Петра Порошенко в ближайшем будущем никакой юридической ответственности не наступит. Украина еще пока не Европа. Безусловно, этот скандал ляжет очередным грязным пятном на президента Украины. Но совсем другое дело, какой урон нанес он возглавляемому им государству. Да действительно – прямой урон незначителен. Сделка по продаже активов, принадлежащих президенту, на сотни миллионов долларов, пока не состоялась, сокрытие доходов в особо крупных размерах, связанных с ней, не произошло. Но вот косвенный урон, нанесенный президентом, достаточно серьезен и значителен.

Хочу напомнить, что Украина в данный момент находится в стадии войны с достаточно сильным и агрессивным противником – Российской Федерацией. А в это время Верховный главнокомандующий, гарант Конституции Украины, продемонстрировал своему народу и международному сообществу, что он может с легкостью, без всяких юридических последствий для себя нарушать основной закон страны. Первое лицо страны должно является примером в соблюдении законов своей страны. А по сути, теперь получается, что любой гражданин Украины может сказать: «Если сам гарант Конституции страны нарушает ее и не несет за это никакой ответственности, то почему я – простой гражданин – должен ее соблюдать?»

Ни для кого не секрет, что собираемость налогов в Украине за последние годы резко упала. Страна воюет и нуждается в переоснащении армии, чтобы защитить свою независимость, необходимы большие ресурсы на разваленную инфраструктуру в Украине, на образование, медицину, выплату пенсий и другие не менее значимые государственные расходы. Государство стоит с протянутой рукой, просит кредиторов одолжить дополнительные денежные ресурсы для того, чтобы залатать бреши в своем бюджете. А теперь, глядя на действия президента страны, национальный бизнес Украины может со спокойной совестью заявить: «А почему мы должны платить такие большие налоги, если даже президент оптимизирует свои выплаты в государственный бюджет?»

А как эти действия Петра Порошенко должны отразиться на мнении об Украине внешних инвесторов и международных доноров? К каким выводам они придут, глядя на то, как президент страны лично уходит от налогов, выводит в офшор свои активы и, по сути, не верит в инвестиционный климат в управляемом им государстве? Мало того, что не верит, так еще и не контролирует ситуацию в стране. И за два года у власти не создал условий, благоприятных для ведения конкурентного, честного, безопасного бизнеса в стране.

Думаю, что и коррупционеры всех мастей могут в «кулуарных терках» с президентом получить дополнительный сильный аргумент: «На себя посмотри, прежде чем нам что-то предъявлять!» Судя по тому пласту документов, фигурантом панамского офшорного скандала в Украине оказался не только Петр Порошенко. Есть еще интересные личности, в том числе из ближнего круга президента, вовлеченные в определенные теневые схемы, которые также занимают государственные должности. Вероятно, они теперь тоже могу спать спокойно наравне с президентом.

У президента Украины есть три выхода из сложившейся скандальной ситуации:

Первый – собраться с силами, наплевать на теневые договорняки и обязательства, взять и сломать хребет коррумпированной системе.

Второй – заявить о свой отставке и об окончательном уходе из политики (как это сделал премьер-министр Исландии, один из фигурантов этого офшорного скандала). И положа руку на сердце, попросить прощения у народа Украины за то, что в силу своих личных особенностей не смог бросить вызов старой коррумпированной системе и оказался не готов менять государство к лучшему.

Третий – оставить все как есть. Продолжать дальше ослаблять украинское государство, в надежде, что вдруг получится пропетлять и само как-нибудь все рассосется. Главное, максимально долго сохранять ту систему, которую выстраивали годами, которая так понятна и близка. Авось пронесет.

Какой вариант выберет Петр Порошенко? Думаю, что большинству уже понятно. Все это пока только цветочки, будут и ягодки.

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація