Преамбула

В современной биологии и медицине очень широко используются «бессмертные клеточные линии» — культуры клеток, которые могут бесконечно долго жить и делиться вне организма в специальной питательной среде. Такие культуры являются бесценным инструментом в самых разных исследованиях, начиная от поиска лекарств от рака и заканчивая классической зоологией.

Каждая клеточная культура изначально выделяется из клеток определенной ткани конкретного биологического вида. Если речь идет о человеке, то чаще всего используются клетки взятые из раковых опухолей определенного происхождения (рак легких, молочной железы, кожи и т. п.). Раковые клетки являются «бессмертными» по определению — именно их бесконечное размножение и игнорирование регуляторных сигналов организма и приводит к болезни. Первейшее назначение культур раковых клеток — исследование перспективных лекарств перед их тестами на животных и людях. Если мы ищем лекарство от рака молочной железы, то работать надо, естественно, именно с клетками рака молочной железы (Капитан Очевидность одобряет).


История о раке, грустная

Эта история была бы смешной, если бы не случилась в такой важной области как онкология.

Рак в является очень паскудным заболеванием в немалой степени из-за того, что раковые клетки умеют вырабатывать устойчивость сразу к нескольким используемым препаратам. Такие раковые клетки называют мультирезистентными и борьба с ними является одной из основных проблем в современной онкологии. Особо «отличился» в этом плане рак молочной железы, для которого мультирезистентность — обычное дело.

Еще в 80-х годах ученые взяли культуру клеток «обычного» рака молочной железы с матерным названием MCF-7 и вывели из нее новую линию мультирезистентных клеток, с еще более матерным названием MCF-7/ADR.

Около 20 лет эта линия использовалась во всем мире для поиска и тестирования новых лекарств от рака молочной железы, устойчивого к обычным препаратам для химиотерапии. Ничего толком не находилось, что расстраивало. Наконец в 2007 г. израильские онкологи окончательно задолбались и решили внимательно изучить саму клеточную культуру. Оказалось, что эти клетки не имеет никакого отношения к раку молочной железы! Они происходят из культуры клеток рака яичников OVCAR-8, что, согласитесь, немного не то. В дальнейшем эти результаты были перепроверены еще несколько раз и эпичный факап подтвердился — в течении 20 лет лекарства от одного вида рака искали на клетках, которые происходят из опухоли совсем другого типа. По всей видимости в 80-е годы кто-то тупо перепутал ярлычки на чашках с культурами. Сколько из-за этого было впустую загублено времени и денег — трудно представить.


История о раках, смешная

Но на этом казусы не заканчиваются. От рака как страшной болезни перейдем к ракам, как прикольным речным животным. Ракообразные — большая и важная группа животных. Изучением их физиологии, экологии и генетики занимаются достаточно много людей. Для многих исследований было бы очень полезно иметь бессмертную культуру клеток, полученную из ракообразных, но получить такую культуру до сих пор не получается. Черт его знает что такого особенного в этих раках, но их клетки вне организма расти не хотят. Наконец, в 2000 г. было объявлено, что наконец-то удалось получить клеточную линию нервных клеток американского речного рака, которой дали непроизносимое название OLGA-PH-J/92. С исследованиями на этих клетках дело как-то не задалось и ученые довольно быстро заподозрили неладное. В 2011 г. канадские биологи заморочились и проанализировали геном этой клеточной линии. Оказалось, что эти клетки не имеют к речным ракам ни малейшего отношения. Более того, они вообще к многоклеточным животным отношения не имеют — это, внезапно, одноклеточные амебы! По-видимому при попытках вырастить нервные клетки речного рака, в культуру случайно попали загрязнения с амебами. Сами нервные клетки быстро сдохли и за них ошибочно приняли амеб. Думаю, нерадивого лаборанта уже прибили, но история об этом умалчивает.


Мораль

Досадные ошибки в науке не редкость. Часто все ограничивается казусами, но иногда они стоят времени, денег и человеческих жизней. К счастью, наука не является жесткой догматической системой, как религия или идеология. При выявлении ошибок, они оперативно исправляются, неправильные работы и идеи выбрасываются на помойку и прогресс продолжает идти вперед.