Реклама — двигатель прогресса, однако есть области в которых рекламу приходится законодательно ограничивать и даже запрещать. Очевидный пример — реклама легальных наркотиков — алкоголя и сигарет. С одной стороны табачная и алкогольная индустрия дают отличные налоговые поступления, но с другой, население с повальной наркотической зависимостью работает менее эффективно, чаще болеет и требует гораздо больше средств на медицину и соцзащиту. В итоге негативные социальные эффекты перевешивают позитивные экономические и рекламу алкоголя и табака приходится жёстко ограничивать законодательно.

Другая область, в которой жизненно необходим такой контроль — это реклама лекарств и медицинских процедур.

По меркам цивилизованного мира оборот лекарств в Украине совершенно бесконтрольный. В обычной розничной аптеке без всякого рецепта можно купить практически что угодно, кроме, разве что, наркотических опиатов. Любой человек может совершенно спокойно приобрести любые смертельно опасные сильнодействующие лекарства и использовать их как на ум взбредёт. Такого нет практически нигде в мире. Эта вседозволенность возникла в «лихие 90-е» как стихийный ответ на развал централизованной системы закупки и распределения препаратов в государственных больницах и успешный распил медицинского бюджета на всех возможных уровнях. Возможность купить в аптеке то, что должно быть доступно исключительно в отделении интенсивной терапии, позволила пациентам не умереть без лекарств, но вопиющая ненормальность такой системы со временем стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся. К сожалению простого выхода их этой ситуации не существует. Простой директивный запрет на продажу рецептурных лекарств в аптеках приведёт только к полному коллапсу в поликлиниках, расцвету бизнеса по выдаче фиктивных рецептов и социальному взрыву. По-видимому пока не заработает нормальная система всеобщей медицинской страховки свободная продажа любых лекарств в аптеках останется необходимым злом.

Однако у такой извращённой системы обнаружился интересный побочный эффект. Шаговая доступность любых лекарств без рецепта привела к тому, что назначения врача утратили эксклюзивную ценность. Пациент может сам «назначить» себе что угодно, купить то, что считает нужным и употребить это в любой дозе и в течении любого времени. Сам смысл похода к врачу в глазах «продвинутых граждан» стал теряться — зачем убивать пол-дня на сидение в душном коридоре или платить большие деньги частнику, если можно спросить у гугла или у соседки снизу. Ну или прислушаться к рекламе по радио или телевидению.

Естественно, что в таких тепличных условиях тотального самолечения медицинская реклама расцвела буйным цветом и достигла поистине сюрреалистических масштабов. Например, вещание проводного радио «брехунця» на 40% состоит из пересказа вчерашних новостей из Интернета и на оставшиеся 60% из медицинской рекламы. Я не преувеличиваю. Практически 90% всей рекламы на радио — реклама лекарств, БАДов и разнообразных (псевдо)медицинских приборов. Удар направлен на самую восприимчивую аудиторию — пенсионеров и домохозяек за 40. Шаблон этих рекламных радиопередач туп и примитивен до безобразия:

  1. В начале тревожным драматическим голосом преподносится какой-то шокирующий факт, например: «как известно, 98% современных городских жителей заражены кишечными паразитами». Это, естественно, наглое вранье и реальная цифра — меньше десятых долей процента, но главное тут убедительный озабоченный голос, а не факты.
  2. Еще более тревожным голосом расписываются страшные симптомы заболевания: «безсонница, запоры, бесплодие, импотенция, пяточные шпоры, энурез и даже рак глоточно-копчикового нерва!». «Даже рак чего-то там» должен быть обязательно, даже если такого органа в природе не существует.
  3. Под жизнеутверждающую музыку воодушевленный голос сообщает, что «надежда есть!», а рассказать о чудесной панацее мы попросили всемирно известного специалиста, профессора кислых щей, Изольду Эдуардовну (обычно без фамилии и без места работы, но могут и придумать на коленке).
  4. Хорошо поставленным голосом сотрудницы «секса по телефону» Изольда Эдуардовна рассказывает о своём многолетнем опыте клинического применения Неведомой Гусиной Херни для терапии пяточных шпор у больных хроническим паразитарным поражением прямой кишки. Сообщается, что препарат эффективен в 99% случаев, не имеет никаких побочных действий, абсолютно безвреден и даже способствует цветению кактусов на окне и массовому опоросу в соседних приусадебных хозяйствах.
  5. Захлёбываясь от щенячьего восторга, диктор благодарит «профессора» и доверительно сообщает, что приобрести препарат можно со скидкой только в течении часа после передачи по такому-то телефону, который повторяется для тупых минимум три раза.

Если вы считаете, что «брехунець» — удел деградантов, то попробуйте отключить в вашем любимом браузере рекламорезку и десять минут походить по кулинарным сайтам для домохозяек или, например, по тематическим форумам автолюбителей. Около половины экранного пространства будет занято бешено мигающими баннерами с крайне неаппетитными фотографиями грибка ногтей, висячего живота и воспаленных косточек большого пальца ноги. Все они будут предлагать вам чудесные средства исцеления от этих тяжких недугов с помощью простых натуральных средств, сделанных из ископаемого говна сибирского мамонта и мочи белок-девственниц, собранной при полной луне в экологически чистых чукотских лесах. Это я еще молчу об увеличении отдельных частей тела (зависящих от гендерной направленности ключевых слов на сайте) всего за две недели.

Так же как и в случае с радио я совершенно не понимаю, как взрослый человек может не понимать, что вся эта мигающая кликбейтная дрянь является мошенничеством, но факт остаётся фактом — в 2018 году люди все ещё на это ведутся.

Возникает резонный вопрос — надо ли что-то с этим делать и если надо, то что именно? С одной стороны, лохов, не способных к минимальному критическому анализу информации, перевоспитать нельзя — их всегда так или иначе найдут. С другой стороны — должен существовать какой-то минимальный контроль за правдивостью и достоверностью социально значимой информации, которой, очевидно, является реклама лекарств. Даже если рекламируемые БАДы и гомеопатические фуфломицины совершенно безвредны сами по себе (что далеко не всегда так), то их опосредованный вред может оказаться очень существенным. Вера в «чудодейственные средства» свойственна в основном глупым людям, которые не способны ранжировать информацию по значимости. Получив диагноз начальной стадии рака такие люди могут годами «лечить» его сушёными суринамскими лягушками, которые, как сказали по радио, помогают от всего на свете. В результате до нормального лечения они доходят уже на стадии «медицина бессильна». Таких случаев — тысячи.

Другая сторона огромного опосредованного вреда шарлатанской медицинской рекламы — катастрофическое засорение информационного поля бредом и враньём во всем, что касается здоровья и медицины. Именно тотальное засилье манипулятивной рекламной ахинеи обильно выносит на поверхность сумасшедших народных знахарей, антивакцинаторов, ВИЧ-дессидентов, гомеопатов и прочую шваль. Типичный пример такого засорения инфополя я уже приводил — в русско и украиноязычном интернете практически невозможно найти незаангажированную информацию о банальном гриппе не нарвавшись на рекламу фуфломицинов.

Хотелось бы, конечно, бороться с причиной, а не со следствием, но искоренить бесконтрольный безрецептурный оборот лекарств пока не представляется возможным. Остаётся бороться с симптомами т. е. пытаться очистить информационное поле от медицинской рекламы и псевдо-медицинского шарлатанства.

В нашем законодательстве существует понятие недобросовестной рекламы, но всем очевидно, что в отношении рекламы лекарств оно не действует. Является ли лживое сообщение о том, что «98% горожан заражены глистами», нарушением закона о рекламе? По-идее является т. к. потребителю предоставляется заведомо неправдивая информация, явно влияющая на его выбор, а с другой стороны — кто и как должен установить правдивость этого заявления? Является ли привлечение к рекламе вымышленных «медицинских светил», сыгранных актерами, недобросовестной рекламой? С одной стороны — естественно является, т. к. слушателя намеренно вводят в заблуждение, а с другой стороны кто и как сможет это доказать и привлечь мошенника к ответственности?

Количество недобросовестной медицинской рекламы настолько огромно, что единичные попытки наказать мошенников бесперспективны и контрпродуктивны — это затыкание пальцем течи в тонущем «Титанике». Единственным вариантом решения проблемы мне видится полный запрет какой-либо рекламы лекарств и товаров медицинского назначения в СМИ и Интернете. В таком случае информацию о лекарствах и медицинских процедурах можно будет получить либо у лечащего врача либо целенаправленно нагуглить ее на сайтах клиник, лабораторий или производителей. Ключевое слово — целенаправленно. Реклама чудо-средств от мозолей или висячего подбородка уже не будет прыгать вам в лицо с каждого второго сайта и не будет «между делом» крутится по радио и телевидению. Соответственно, подавляющее большинство домохозяек и мнительных бабушек просто не будут знать, что смертельно больны глистами и недостатком витаминов и не будут лечиться от этого чудесными БАДами из дистиллированного говна североафриканского тушканчика.

Ситуация с рекламой лекарств должна быть аналогична ситуации с рекламой сигарет, алкоголя или БДСМ-игрушек: кому надо — всегда найдет, а кто не особо ищет, тому не особо и надо.