Беларуские СМИ сообщили о том, что на 558 Авиаремонтном заводе в г. Барановичи налажен выпуск самолётов-амфибий. Новость пошла благодаря публикации на сайте Госвоенпрома и государственного агентства БелТА со ссылкой на бумажную версию профильного издания «Военно-промышленный комплекс ВПК.Беларусь. Military – industrial complex VPK.Belarus». Однако, если сегодня посмотреть первоисточники не выйдет — статья удалена с обоих ресурсов.

Достаточно странно, если речь идёт о новом образце техники, ранее, не выпускавшейся в Республике Беларусь. Тем более странно, что данные легко найти в веб-архиве.

С другой стороны, это наилучшая демонстрация глупости и беспомощности — двух слов, которые в значительной мере характеризуют состояние государственных медиа и их готовность реагировать на информационные вызовы. Но интересно и другое: изучить доступную информацию о самолётах и порассуждать как над причинами исчезновения информации, так и над кругом потенциальных покупателей. Ведь, создавать авиационный комплекс для контроля над морской границей, территориальными водами, шельфом и экономической зоной в государстве, не имеющем выхода к морю, как минимум странно.


Темы, поднятые в видео:

1:50 Известные характеристики о выпущенных самолётах или, точнее, авиакомплексе воздушного патрулирования. Состав — один либо несколько 8-и местных самолётов, один учебный и наземная станция управления. Партнёры в создании -- российское ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева». При этом, если сравнить данные о продукции на сайте российской компании с представленным Госвоенпромом, очевидно, что речь идёт о новых изделиях. Потенциальные покупатели — бедные государства, имеющие морскую границу и желание контролировать свою экономическую зону.

4:50 Кто дал информацию — ищем первоисточник и находим ошибку 404 на сайте БелТА. Государственные СМИ дали информацию и решили снять её буквально через несколько часов.

6:50 Какие могли быть причины снять информацию. Несколько возможных вариантов. Основной — желание «срубить денег» — бумажный журнал платный, значит решили придержать данные. Вторая причина — не всё хорошо с выпуском самолётов. Комплекс может быть банально не готов. Третья — возможно не хотели афишировать сотрудничество с РФ, учитывая то, что российские компании либо находятся под санкциями либо могут попасть под них.

8:48 Возвращаемся к сути информационного обеспечения. В Беларуси есть люди, способные работать над долгосрочными информационными операциями, когда есть спокойные условия работы, нет спешки и можно делать аккуратно. НО авторитарный режим правления приводит к деградации государственных медиа. Нет инициативы, способности думать, желания брать ответственность. И уж тем более, нет быстрой реакции. Поэтому в случае с новостью решили сделать по-простому — снять. Но ведь попытка уничтожить статьи с сайта активно индексируемого информационного агентства — верх идиотизма и непрофессионализма. Это не газеты с белыми полосами выпускать. А можно было бы сделать иначе.

11:10 Теперь немного о самолётах. Комплекс — попытка сделать «дешёво и сердито» — соединить простые лёгкие самолёты системами РЭБ и АСУ производства Беларуси. Теперь разберёмся с возможными причинами снять информацию исходя из потенциальных заказчиков. Россия, Иран, Венесуэла — все эти государства могут купить, но такая сделка — риск для Беларуси. Турция, Египет, Вьетнам, Индия — более подходящие партнёры. В любом случае, стоит думать не о зачистке информации а об умении говорить с глобальными игроками и своими ключевыми партнёрами.