Физики и фантасты любят ставить мысленые эксперименты потому что без всяких материальных затрат они позволяют прояснить некоторые важные моменты. Когда министр иностранных дел Украины говорит, что другой России у нас нет и приходится иметь дело с тем, что есть, то в его словах мы слышим сожаление. Вот если бы у нас была какая-то другая Россия, то вот тогда бы все было просто замечательно. На первый взгляд это выглядит разумно, но представим себе, что наш северный сосед это нормальная демократическая страна, уважающая международное право и дружественная по отношению к Украине. Звучит, конечно забавно, но ведь никто не мешает нам фантазировать.

Итак, Украина такая, какая она есть, а Россия такая, как мечтает наш министр иностранных дел. Нет и не было никакой войны на Донбассе и оккупации Крыма. Между нашими странами прекрасные торговые и дипломатические отношения. В России свобода слова, демократические выборы, сменяемость власти и прочие права человека. А в Украине власть и СМИ в руках нескольких олигархов, монополизм в экономике, бедность и коррупция. То есть, именно то, что мы имеем сейчас. Что бы было с нам в этом случае? Ничего. Мы бы десятилетиями дремали в собственном болоте, без всяких перспектив развития. Так живут многие слаборазвитые страны. Более того, таких в мире большинство.

Но если мы хотим, чтобы Украина со временем стала нормальной зажиточной европейской страной, то для этого нужно иметь сильные государственные институты, а так же гражданское и национальное самосознание. Такое же, как у наших западных соседей — поляков, чехов, венгров, словаков. Они, в отличие от нас, успешно реформировались и начав с тех же стартовых позиций, что и мы сейчас опережают нас на десятилетия.


У украинцев очень непродолжительный опыт государственного строительства. Многим совершенно без разницы как называется их страна, их улица, какие на ней памятники и на каком языке вещают телеканалы. И это серьёзное препятствие для нормального развития государства. Строительство собственной успешной страны требует не только усилий, но и гражданского сознания населения. А оно не возникает само по себе. Люди начинают понимать ценность собственного государства лишь тогда, когда начинают рушиться государственные институты, пусть даже не очень эффективные.

Безопасность, закон, гражданские свободы, свой язык, культура образ жизни внезапно становятся очень важны в условиях, когда все это можно потерять. Именно это и произошло в 2014 году, когда под угрозой оказалось само существование страны. Если бы не российская агрессия многие украинцы так и не осознали бы, что у них есть своя собственная страна, за которую болит душа и которую нужно защищать и обустраивать.

Подлое и агрессивное соседнее государство это отличный стимул развития. Оно поставило украинцев перед простой диллемой — либо вы будете сильными, либо вас не будет. А мы хотим быть и мы будем.

Так нужна ли нам другая Россия? Пока нет. Такая нас вполне устраивает. В жёстком противостоянии с ней и с её пятой колонной, проникшей сейчас во все властные структуры, мы и создадим собственную сильную и успешную страну, в которой нам и нашим детям будет комфортно жить. Ну а потом, так и быть, пусть и Россия станет адекватной, если, конечно сможет.