Стандартная ситуация из маразмов гос. управления, которых, к сожалению, пока масса.

Ценообразование в строительстве. В частности, в дорожном строительстве.

Живя в XXI веке, когда Маск запускает ракеты в космос и сажает обратно, используя их повторно, в строительстве у нас в стране, где заказчик государство, до сих пор действует совковый подход. Точнее, совковые подходы.

Например, зарплата. В рыночных условиях и частном бизнесе зарплата определяется рынком. Знаю несколько строительных специальностей, в которых зарплата выше такой вожделенной многими популистами 1 000 евро в месяц. Еще для нескольких специальностей зарплата свыше 2 000 евро или, например, 3 000 евро.

Казалось бы — радоваться надо. Но, блин, нет. Потому что частная компания, выигравшая тендер на, например, строительство современной больницы, стадиона или ремонт трассы государственного значения, не может по документам платить своим сотрудникам столько, сколько она им платит на самом деле.

Дело в том, что зарплата строителей в конкретной области устанавливается решением сессии Областного Совета соответствующей области, рассчитанной по специальной формуле на основе наказа МинРегиона.

Что это если не коммунистический подход? Это он и есть. Пофиг рынок. Пофиг спрос и предложение. Зарплаты государство назначит императивно. Как и еще кучу других показателей, включая определенные им лично и с потолка граничные цены материалов.

Но это еще не все. При приемке работ и закрытии актов выполненных работ, государство просит частные компании подтвердить выполненные объемы работ первичной документацией и показать сколько и кому выплачено зарплаты, по чем куплен кирпич или асфальт, сколько и каких механизмов какой именно марки работало на объекте и на сколько их количество соответствует рассчитанным и указанным в проекте, прошедшем гос. экспертизу.

Хотя, в нормальном мире, государство как заказчика должно волновать соответствие выполненных объемов проекту и сроки. А чем была выкопана яма — двумя экскаваторами или чайной ложкой — государство волновать не должно, если яма выкопана в срок и точно в соответствии с проектом.

К чему это приводит помимо того, что такой подход есть ни что иное как вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъекта предпринимательской деятельности? К тому, что любая компания, выигравшая торги на строительство/ремонт будь-чего, изначально понимает, что придется «петлять».

Любой компании приходится вести двойной учет. Один, как есть на самом деле — так называемый внутренний управленческий учет. И второй, как государство хочет чтобы было — по сути красивые картинки в чистом виде, необходимые, чтобы государство приняло работы и заплатило за них деньги.

Как думаете, сколько стоит ведение двойного учета и куда оно относится? Правильно, на себестоимость.

Но и это еще не все. Далее наступают последствия, а они наступают всегда.

Правоохранительные органы всегда «возбуждаются» по каждому построенному объекту. В силу лени и нежелания именно расследовать, поводами для рисования уголовных дел, 99% из которых умирают по разным причинам в судах или не доходя до них, являются ровно две схемы:

1.Разложить все платежи компании, выигравшей тендер на строительство будь-чего и найти в пятом колене контрагента, святящегося красным, т.е. потенциально фиктивку, и обвинить всех — и компанию, и гос. орган, заказавший строительство — в сговоре и создании преступной группы по воровству из бюджета в особо крупных размерах.

2.Найти ошибки в оформленных на оплату документах и/или выехать тайно на строящийся объект и снять на камеры в рамках ОРД четыре работающих экскаватора и два катка, сравнив их потом с определенным проектом количеством и, найдя расхождения, отразить это как воровство межгалактического масштаба.

Оба подхода выливаются в уголовные дела, обыска, прослушки, выемки, допросы и насилования мозгов кучи людей с одной целью — не догнать, так согреться.

Но, вернемся к зарплате. Если правильно помню, то установленная государством зарплата строителей в Хмельницкой области — 6 000 грн. В Киевской 14 000 грн. А в Днепропетровской — чуть выше 15 000 грн. Потому что мы в ОГА всегда делали все, чтобы бизнесу было легче, а дебильные нормы, отменить которые было не в силах ОГА, были максимально приведены в соотстветсвие с рынком.

Именно поэтому мы всегда были уверены, что назначение цен, а не определение их рынком — это заранее создание некомфортных условий для бизнеса и рисков для него.

Поэтому, когда я читаю «расследования» псевдоантикоррупционеров, мне становится с одной стороны смешно, а с другой стороны — страшно. Страшно за многомиллиардную отрасль, вынужденную работать в искривленном пространстве, в которой любого, кто реально что-то созидает, всегда легко обвинить, просто назвав белое черным.

К счастью, нашлись в нашей стране люди, готовые это маразм поменять. Поменять на европейские нормы и прозрачность. Тем более, что по всем проектам МФО (международных финансовых организаций) именно такой подход у нас в стране успешно уже работает. Много лет. На несколько миллиардов гривен в год.

Законопроект 2234. Приводит систему ценообразования в дорожном строительстве к европейским нормам и умножает на ноль всех вымогателей, правоохранителей, популистов и «расследователей».

Законопроект 2234. Убивает причины коррупции, вместо так любимого многими подхода героической борьбы с ее последствиями.

Пожалуйста, наберите вашего народного депутата или напишите ему. Заставьте его поддержать Законопроект 2234. Дайте возможность впервые за 28 лет дорожно-строительной отрасли работать прозрачно и стать локомотивом экономики страны.

#Не_Ной_А_Строй