Недавно я очередной раз столкнулся с необходимостью бронировать гостиницу на достаточно длительный срок. Все нормальные люди используют для этого отзывы на букинговых сайтах, но печальный опыт показывает, что отзывы — это так себе критерий.

Я никогда особенно не доверял отзывам поскольку все люди очень разные и то, что одному perfect другому pizdets. Booking.com и TripAdvisor, например, пытаются бороться с субьективностью оценок задавая ряд наводящих вопросов, но эти вопросы какие-то странные. Есть вопрос о наличии в отеле бассейна, но нет вопроса о качестве звукоизоляции в номере, например. Есть там и вопрос о качестве сна, но именно тут кроется засада.

Проблема в том, что люди, которые засыпают как суслики в плацкартном вагоне Киев-Голопупенка при +45 жары под пьяные вопли и запах котлет, априори не могут оценить насколько в отеле шумно в действительности — им просто все пофиг. И наоборт — для меня будет довольно шумным то, что для 90% людей достаточно тихо.

Эта проблема кажется тривиальной, но она глубже чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что средняя оценка «качества сна» по отзывам всегда будет завышенной. Представьте себе статистическое распределение людей по чуткости сна. Центральный пик будет сформирован большинством, которое спит достаточно крепко. С одной стороны будет «хвост» из тех, кто спокойно засыпает на рок-концерте или рядом с работающим отбойным молотком. С другой стороны будет «хвост» из таких бедолаг как я, которые просыпаются от топота кошки на кухне. Стандарты уровня шума формируются с ориентацией на среднее. Для этого, грубо говоря, чувствительность всех людей суммируют и делят на их количество. Казалось бы, все правильно, но это не так. Если так делать, то и «верхний» и «нижний» хвосты будут иметь одинаковый статистический вес, а это вопиющая ерунда! Тех, кто спит очень крепко, вообще не надо учитывать т.к. фактор шума им безразличен, а если им пофиг, то зачем их вообще спрашивать? Наоборот, тех кто спит чутко надо учитывать с повышенным коэффициентом т.к. эти клиенты будут гарантированно очень недовольны если попадут в шумный отель и заведение будет терять репутацию от негативных отзывов.

Аналогичная ситуация возникает во всех случаях, когда оценка выставляется людьми с разной чувствительностью к какому-то фактору: шуму, температуре, чистоте, качеству продуктов, выбору товаров и т.п. Человек, которому этот фактор безразличен, на вопрос «как вам?» ответит «нормально» даже если оно вообще ни разу не нормально.

Чтобы средние оценки пользователей не завышались нужно придумывать достаточно замороченные алгоритмы. Нужно сначала по возможности объективно определить, насколько оцениваемый фактор важен для человека, а уже потом справшивать его о нем. Это не всегда возможно и куда сложнее в реализации, поэтому мало кто заморачивается. Так что просто имейте в виду, что практически все оценки на практически всех сайтах завышены из-за некорректного алгоритма усреднения отзывов.

Если вернуться к шуму в гостиницах, то есть простой и надежный измерительный инструмент — качественные беруши, дающие по паспорту 35 дБ шумоизоляции. Если с этими затычками люди, вроде меня, спать не могут, то уровень шума в комнате превышает разумные рамки.

Беруши не гасят звуки очень высокой и очень низкой частоты. Т.е. хлопанье дверей, скрип петель и паркета, вибрация от кондиционера будут при вас. Именно эти звуки в основном и представляют главную проблему. Если бы отели хоть немного заботились о тишине, то они бы хоть иногда смазывали петли, прибивали копеечные резиночки на двери и клали какие-то коврики на скрипучий паркет.

Имхо, это очень простой способ стандартизации. Берем человека с нормальным слухом, втыкаем в него подобные беруши и запускаем его ночью в комнату. Если он не слышит никаких звуков, то такому отелю можно выдавать статус «приемлемо тихий». Дешево, сердито и не требует сложных замеров. Дарю идею.