Наверняка многие знают, что во вторник прошла многосторонняя встреча представителей легпрома (упрощенно - швейники) с различными структурами МО, как-то: ЦРСМО (в дальнейшем - центр), Департамент державних закупівель (ДДЗ), служба тыла, тендерный комитет. На этой встрече присутствовали и блогерская братия, которая, в принципе, сидела молча и выполняла исключительно функцию обозревателя.

Для начала цифры: на исчезающий 2016 год для закупки вещевого имущества министерству обороны выделено 1 млрд 477 млн 730 тыс 995 грн. На данный момент заключено договоров на 955 млн 795 тыс 642 грн. То есть по заключенным контрактам МО освоило 68,8% бюджетных денег. Но, если взять количество заключенных контрактов за 100%, то выполнено из них (то есть закуплено и поставлено в армию) едва ли четверть. Одни источники говорят, что вещевка освоена только на 14,7%. ДДЗ говорит, что на 25%. Даже если мы возьмем среднее арифметическое, то получается полное фиаско министерских структур и функционеров. Глубокий камуфлированный анус.

Признаюсь сразу, на эту встречу я шел с предвзятым настроением, потому что до этого успел побывать на встрече в формате "швейники - блогеры" и проникнуться точкой зрения мануфактурщиков. Частично моя предвзятость оправдалась, но митинг привнёс нехилые коррективы. Итак.

После презентации повесток дня от модератора встречи - Давида Арахамии, стороны выступили с парочкой прологов и вскоре перешли к реальным кейсам. Швейники пришли подготовленными, каждую историю/претензию подкрепляли документами, и достаточно аргументировано апеллировали к разбалансированной организации взаимоотношений внутри МО. ДДЗ бодро отвечал, прикрываясь законом. Тыл мрачно молчал. А центр, которому я уделял пристальное внимание, смотрелся очень бледно и неубедительно.

И вскоре мы подошли к первой реальной бочине центра: сроки. Краеугольный камень всего этого кризиса поставок лежит в сроках. Центр подал ТУ в министерство только 29 июня, хотя обещал это сделать в марте. Из-за этого произошел сдвиг в торгах, из-за этого производители получили на руки контракты во второй декаде сентября с первой датой поставки 15 октября. И в принципе всё то бремя проблем, которое намоталось на вопрос поставки зимней формы в этом году, могло разрешиться естественным путем, если бы торги прошли в марте.

На этом этапе встречи я было уже определил для себя генеральный источник зрады - честных, но дилетантов из центра развития. Но тут ДДЗ замерцал такими гранями, что я и сидящий рядом Мирослав Гай ослепли от величия момента. Рассказываю.

Одной из главных обид швейников являлась формализация претензий. Центр произвел выемку отшитого товара, отдал на экспертизу в лабораторию, оттуда пришел вывод, что партия не соответствует ТУ. Центр поступил по закону - опломбировал партию и передал документы непосредственному заказчику - ДДЗ. Полгода швейники пытались добиться что за партия, кто производитель, и где документы по экспертизе. Оказывается, что ДДЗ, в свою очередь, отдал партию на проверку в четыре других лаборатории, которые показали четыре разных результата. Результаты расходились в несущественных показателях, но сходились в главном - партия костюмов соответствует ТУ. Но уголовное дело уже было открыто. ДДЗ пошел на консультацию в юрдепартамент. Юрдепартамент сказал, что с такими выводами министерству в суде ловить нечего и юридические претензии производителям выставлены быть не могут. Однако оплата всё равно заморожена, потому что в наличии есть открытое уголовное дело. Насколько я понял, швейники об этом впервые услышали вместе с нами, на встрече.

ДДЗ вообще очень косная структура, которая все выполняет очень формально - до последней буквы закона. Вот вам пример. Запорожская компания "МИК" успела отшить к 15 октября 5000 костюмов по выигранному лоту. 14 октября к ним на производство приехал представитель центра, проверил 350 костюмов, два забраковал. Можно сдавать. Но по новым, гиперперекрученным правилам приемки, никто не имеет права сдать и никто не имеет права принимать продукцию без вывода лаборатории по рабочему образцу. В лаборатории сказали, что самый быстрый результат будет не ранее 19 октября (по двойному окладу). И вот мы имеем парадоксальную ситуацию: производитель справился со взятыми на себя обязательствами, но линяет на банковскую гарантию (5% от суммы контракта) и ежедневный штраф 0,2%. Уважаемые юристы, прошу оценки. Нарушит ли законодательство додаток до договору, в котором можно прописать условия таких форсмажоров, чтобы заморозить штрафные санкции? Чтобы основанием такого моратория на санкции стало письмо производителя за подписью представителя центра? Дескать, да, весь заказ отшит, необходимый процент проверен, но, итить его мать, все ждем лаборатории. На мой взгляд такая коммуникация с производителями неслабо разгрузила бы комок противоречий.

И опять я возвращаюсь к центру: а почему отсутствует простая система рекламаций? Когда солдат получает форму, в которой есть откровенный заводской брак, её можно было бы вернуть производителю с требованием заменить комплект. На каждом изделии есть бирка с названием производителя, номером партии и номером контракта. На мой взгляд, это сильно бы упростило процессы контроля качества и снизило бы процессуальную нагрузку на центр.

Теперь о цене. ДДЗ формирует цену каким-то кандибобером, что тоже тормозит весь процесс. На последние два тендера не явился ни один из производителей, потому что цена оказалась ниже себестоимости производства. Быть может я диванный упрощенец, но я бы поступил следующим образом: разослал бы ТУ изделия основным игрокам рынка (а их примерно 10) с уточнением его, изделия, потенциальной рыночной стоимости. Усреднил бы сумму от полученных квалифицированных ответов, и взял бы как рабочую цену в тендер. Пусть дальше конкурируют и предлагают, кто что может. Но ДДЗ предпочитает заниматься буквоедством: никто не пришел, они пишут в тыл, потом консультируются, потом выставляют новые торги, опять никто не приходит, они пишут в тыл, etc. Время идет, армия без новой формы.

Внезапно самой вменяемой со стороны МО выглядела поносимая во всех окопах служба тыла: "Вы разрабатываете, вы торги проводите, а бойцы мерзнут". В идеале полномочия между структурами распределяются так: на начало года служба тыла формирует заявку. Например, армии нужны 200К пар берц. Центр прописывает, какие это должны быть берцы. ДДЗ проводит тендер и закупает необходимое количество. Центр проверяет соответствие качества. Все. Но это в идеальном мире, в котором также отсутствуют ватники и зрадофилы:)

Итак. Попробую подвести итоги. В чем я вижу основные косяки центра?

1. Поздно завели ТУ в МО, что породило лавину осложнений на всех уровнях. Дас ист факт.

2. Малодушная информационная атака на швейников. Моя основная работа - это отраслевой PR. Дифференциальным признаком злокачественных манипуляций общественным мнением является О2 - обобщение+обезличенность. Что консолидировано продемонстрировали спикеры центра, набросив про рукожопых швейников, гонять их дрючком, закупки за границей и, как апофеоз, создание швейных войск. Это было некрасиво, ребята. Тут вы были похожи на российских пропагандистов, которые, получив в распоряжение фотку двух бухих ЗСУшников, экстраполируют путем низовой, ширнармассовой риторики аватаринг на всю украинскую армию. Да, есть те, кто пьет в рядах украинских солдат. но не вся же армия? Да, есть те, кто шьет брак. Но не вся же отрасль?

3. Абсолютная невосприимчивость к критике. Будь я вашим пиарщиком, я бы даже обернул это себе на пользу. Да, ошибаемся. Да, набиваем шишки. Да, тормозим. Да, первый блин комом. А потому что, блять, мы работаем. Создаем новые стандарты с нуля. Пытаемся уйти от совка в снабжении, не копируя западные страны, а создавая свой интеллектуальный продукт. А с 1 октября мы еще и подменили военпредов. А ну, вот ты, Матюшин, с дипломом филолога и двумя годами полевого волонтерства, пропиши-ка нам ТУ для летней формы. Я тут кроме мычания и эпитета "хорошая" нихера не рожу. А ваш ореол непогрешимости в фб оказывает вам медвежью услугу.

Теперь выводы по МО.

Основная проблема не в персоналиях, а в разгоризонталивании структуры. Армия должна быть структурой с жесткой вертикалью. А создание центра, тендерного комитета, департаментов породило коллективную безответственность там, где необходима персональная ответственность. Наверное, это компетенция министра. Необходимо четко прописать, очертить обязанности каждой структуры и ответственность каждой структуры. Сделать их прозрачными и понятными. Оставьте центру ТУ и контроль качества. Оставьте ДДЗ ценообразование, торги и ответственность за освоение средств. Пока что в срыве поставок, имхо, виноваты все в равной степени. Оставьте тылу формирование заявки.

Ну, и чтобы быть честным с самим собой: миноритарная доля ответственности лежит и на швейниках. В 2014-2015 году количество брака выходило за все рамки приличий и неприличий, что дает основания общественному мнению роптать, а МО не доверять. Отсюда растут ноги у всех этих постов в фб "а давайте присылать фотки херовой формы".

Закончу на оптимистической ноте: позитивной результирующей от этой встречи можно назвать следующее: стороны, после того, как выпустили пар взаимных обид и претензий, перешли от стадии "ты виноват, нет ты виноват" к стадии "давайте шото решать, армии нужна форма". Насколько мне известно сейчас запустились конструктивные процессы по преодолению этого вещевого кризиса.

Призываю всех смотреть в будущее с оптимизмом, но не расслабляться и своє робить. Надеюсь, этот лонгрид вас не сильно утомил.

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація