Как с ней борются немецкие государственные и частные организации. Краткий отчет о результатах обучения по программе "Good Governance" организованный European Academy In Berlin (0) Цель статьи – рассказать об эффективных методиках предупреждения коррупции на примере Германии.
Время на чтение – 25 минут
Возможные полезные навыки – создание карты рисков, проведения опросов
Информация может быть полезна для — государственных чиновников, менеджеров коммерческих компаний, общественных организаций
Автор – ex голова Окнянской районной государственной администрации, Одесской области, Гавриш Володимир

Экономика Германии находится в хорошем состоянии и причин волноваться за 4-ю экономику мира возможно и не так много. Однако, государство и частные компании очень серьёзно относятся к проблеме коррупции в стране, которая как ни странно которая тоже присутствует в экономике Европейского союза.

По данным Базельского института управления более 130 млрд. евро ежегодно теряется Европейским сообществом в результате коррупции, и в среднем 10-15% общественных затрат содержат коррупционную составляющую. (1)

Рассказывать о проблеме коррупции в Украине дело, которое займёт слишком много времени, поскольку слишком многообразны и многочисленны формы этого явления в нашей стране. Давно стало обыденным узнать из новостей очередное разоблачение или задержание «случайно» попавшегося чиновника. Особенно, интересен лично мной наблюдаемый факт, что на некоторых антикоррупционных форумах всегда можно найти несколько очень «опытных» коррупционеров.

Прошу Вас так же отложить в сторону спекуляции, о не возможности побороть коррупцию в Украине из-за особенностей и культурных традиций, сложного прошлого, недостаточных зарплат чиновников/менеджеров или других не существенных, с моей точки зрения, оговорок. Многие страны и компании успешно борются с этим явлением и добиваются неплохих успехов.

Хочу сразу расширить сферу присутствия коррупции в обществе и соответственно степень ее нежелательности. Коррупционная практика намного шире, чем это принять считать. Когда государственный чиновник принимает взятку за выполнение возложенных на него обществом задач – то ни у кого, не вызывает сомнений как квалифицировать эти деяния. Сложней воспринимается ситуация, когда менеджер коммерческой компании предлагает другому менеджеру контракт, который содержит дополнительный «бонус» для последнего.

К сожалению, иногда это становится открытой практикой «стимулировать» контракты и закупки, а сотрудникам компаний позволено заранее включать такие затраты в расходы. Хочу Вас заверить, что это тоже коррупция, только пострадавшим здесь будет акционеры компании, которые явно не будут приветствовать скрытые затраты для контрагентов, особенно если сама компания (как часто это бывает) совсем в не лучшей форме.

Даже те акционеры, которые считают, что подобные «маркетинговые» затраты помогают развиваться их бизнесу, могут задать себе такой вопрос – если это стало системой в вашей компании, то почему Вы уверены что именно вся сумма «бонуса» уходит только контрагенту? Ведь очень легко и просто договориться между собой, завысив суммы бонусов и таким образом понизить прибыль Вашей компании. Итак, коррупция наносит ущерб, как и для государства, так и для бизнеса. Как с ней борются в нашей стране мы примерно представляем – в основном здесь присутствуют силовые структуры, работает криминальное законодательство, применяются различные формы контроля и мониторинга. И здесь сразу возникает, наверно главное различие между Германией и Украиной в этой сфере: это то что в Украине усилия в основном прикладываются по борьбе с последствиями коррупциями т.е. выявленными фактами, а в Германии намного больше усилий прилагают на предупреждении коррупции.

По словам специалиста по анти-коррупции в Германии, Мариуса Андрея (6), повышение контроля не значительно снижает коррупцию, только разнообразные меры по предотвращению способны кардинально сменить ситуацию.

И именно о таких техниках предупреждения коррупции мы и будем говорить в этой статье. Сразу хотелось бы оговориться, что используемые немецкими управленцами способы предупреждения коррупции не содержат ничего нового или невозможного. И конечно, любые антикоррупционные программы не гарантируют 100% результата. Но, что точно можно гарантировать, что возможности нечестного поведения будут значительно снижены в вашей организации, если вы хотя бы частично внедрите опыт Германии.

Итак, вопрос для нас стоит следующим образом – Как можно предупредить коррупцию в государственной системе или коммерческом предприятии, а не бороться с ее последствиями? Меры по предупреждение коррупции (Corruption Prevention) условно можно разделить на два вида — психологические и технические. С моей точки зрения, первые более эффективнее чем вторые. Технические решения могут делать психологические более эффективными, но полностью задачу они не решают т.к. искаженная система ценностей участников коррупции всегда найдет способ обойти техническую сторону. И только влияние на базовые психологические установки позволяет сформировать атмосферу, когда коррупция маловероятна.

И ответ, на поставленный выше вопрос, будет звучать так – нужно сменить психологическую модель поведения руководителя и сотрудников.

Проше сказать, чем сделать? Ну что ж, давайте попробуем разобраться! Самый первый и самый важный шаг — осознание факта, что коррупция уже существует в вашей организации, Вы просто об этом не знаете (или не хотите или вам это не удобно, или у вас нет времени этим заниматься, может быть вы даже сами в этом участвуете сами того не зная) И если это не подтвердится на следующих этапах, тогда Вас нужно поздравить — вы работаете в сфере, которая составляет менее 20% украинской экономики! Для проверки давайте, ответим на такие вопросы (да или нет) Иногда Вы дарите подарки стоимостью более 300 гривен Вашим партнерам? Вы готовы оплатить ужин поставщику товаров? В вашей организации могут принять от граждан бумагу, что бы распечатать необходимые им справки? Ваши родственники или друзья будут стоять в обычной очереди за получением услуг/товаров?

У вас есть сотрудники, которые попали в Вашу организацию по знакомству или родству? Да и что с того, скажете вы! Разве это коррупция дать возможность поработать сыну своего школьного друга? Или, например, ускорить процесс выдачи документа для любимой тети? Так или иначе, если Вы положительно ответили, и у вас нет форматизированной процедуры решения данных вопросов, которой придерживаются все сотрудники организации, то прошу прошения заранее, Вас конечно нельзя назвать коррупционером, но Вы как руководитель по крайне мере ей способствуете. Судите сами – если так может думать/поступать руководитель, то, как будут думать/поступать его сотрудники?

Урок первый – коррупция почти всегда начинается с малого – подарка, ужина, просьбы друга, звонка знакомого, недостаточным бюджетом на бумагу. Она может быть переплетена с дружбой, знакомством, родственными отношениями, партнерством и другими доверительными отношениями. Далее, это небольшое доверие может вырасти, в большое и станет традицией отдельных государственных институтов или коммерческих предприятий – как раз результаты этого процесса мы сегодня и наблюдаем. Почти все участники коррупции очень хорошо знают и доверяют друг другу, иногда даже дружат семьями, создают так называемую круговую поруку, а бывает, передают по наследству свои коррупционные связи.

Задание первое – Проведите анонимный опрос в Вашей организации. И вопросы могут быть такие: (3) Скажите, по Вашему мнению, представители каких профессий наиболее коррумпированы? Приходилось ли Вам в течение последнего года попадать в коррупционную ситуацию? В чём, по Вашему мнению, причины коррупции? Присутствуют ли Вашей работе ситуации, когда Вам предлагали небольшой подарок за Вашу помощь? Как Вы думаете, как можно снизить уровень коррупции? По Вашему мнению, присутствует ли в вашей организации коррупция? Основная цель такого опроса это понимание Вами уровня осознанности проблемы самими участниками рабочего процесса, а не выявление каких либо фактов. Вам станет более понятно, что реально думают Ваши люди, и как они воспринимают эту проблему.

Урок второй – некоторые люди считают, что они имеют право на дополнительные «бонусы» к своей основной работе, и поэтому считают нормальным их получать или даже организовывать способы их получения. Количество причин, по которым люди могут так думать, может быть наверно больше чем вещества во вселенной, но для нас сейчас сама аргументация не сильно важна. Важно понять, что большинство коррупционеров считают это не преступлением, не банальным воровством, не обманом, а нечто таким которое вполне возможно исходя из их личной системы установок. Наверно поэтому, большинство кого смогла украинская фемида поймать за руку, судятся годами доказывая (не понятно кому) — что машины, дачи, квартиры все заработано честно, взято в долг, в аренду или у друзей. Но по сути, они не признают и не чувствуют своей вины ни перед обществом, ни перед сотрудниками.

Задание второе – Необходимо сделать традицией проведение семинаров о моральной неприемлемости коррупции, сделать их регулярными обсуждая юридические последствия. Конечно, нужно разработать и обсудить с коллективом кодекс чести, и его основные положения, ввести ограничение на прием подарков, способы решения конфликтов интересов. Хотя это может казаться формальной работой, но ее значение сложно переоценить. В организацию попадают люди (как бы не старался HR отдел) с разным жизненным опытом, навыками, ценностями и руководителю необходимо привести всех к одной системе ценности — коррупция не приемлема. Например, в полиции г. Берлина (Германии) введены две должности специалистов которые систематически отслеживают коррупционные риски отделов и отдельных людей и проводят ежемесячные тренинги, разыгрывая сценарии и анализирую действия офицеров полиции. Этот отдел работает отдельно от отдела внутренних расследований и его главная задача – повышение осознанности полицейских, что это не приемлемое, негативное и деструктивное поведение – участие в коррупции.

Урок третий – рано или поздно внимание к проблеме сотрудника долго работающего на одном месте притупляется. Если к тому же, его работа подвержена коррупционному риску, то становится обязательно проведение плановой ротации, о которой должно быть известно еще до начала его работы. Сотрудники отделов закупок, внутреннего контроля, секретари тендерных комитетов и т.д. должны минимум раз в 3 года переходить на другую работу в компании. Причины, более чем очевидны, важно, что бы это стало рабочей культурой компании и не воспринималось как дискриминация.

Задание третье – Составление карты коррупционных рисков организации. Для этого вы проводите анализ деятельности каждого сотрудника используя должностные инструкции, положения об отделах и другие формальные документы описывающие сферы ответственности и их компетенции. Важно понять, кто потенциально может, подвержен риску, а кто нет. Так, например, сравнивая содержание работы офис менеджера и ответственного по приему товаров, то сразу можно сказать о потенциальном низком риске первого и более высоким для второго сотрудника.

Вот пример карты рисков в одной из администраций города Берлина.

Вот пример карты рисков в одной из администраций города Берлина. В блоках разного цвета отражены отделы и департаменты. Линии отражают связи и субординацию. Цвет показывает вероятность возникновения коррупции. Красный, например, говорит о крайне высоком риске, который по цепочке уходит на верх на более высокие уровни управления. Целей у такого анализа может быть несколько: выявить потенциальные риски отдельных подразделений или отделов и сосредоточить внимание там, где это особенно нужно. Результатом при выявлении существенных проблем или недостатка контроля, могут быть такие решения:

1. Более четкое разделение полномочий и ответственности сотрудников. Иногда даже рекомендуется разделение одного отдела на несколько отдельных. 2. Разделение функции управления от задач закупки. Это критически важный аспект для снижения рисков возникновения коррупции. Разделение принципиально важный шаг, так как управленческие задачи не должны пересекаться с задачей обеспечения закупок.

3. Внедрение принципа 4 eyes – когда один отдел составляет технические условия закупок, а другой проверяет эти условия, анализируя технические спецификации до того как они попадут на тендер. Такой же принцип используется во время приемки товаров, услуг, принятие объектов строительства. Если необходимы специальные знания, то привлекаются сторонние эксперты, независимые инженеры и лаборатории (это часто используется для контроля за строительством дорог и других объектов инфраструктуры)

Немецкие менеджеры как государственного сектора так частного, говорят, что компании и государственные организации должны постоянно проводить мониторинг своей деятельности и операционной среды, которая меняется под действием законодательства, изменения рыночных условий. Для это вводятся должности внутреннего аудита, которые на прямую, подчиняются топ менеджерам организации.

В результате, организация гибко может реагировать на новые условия и «не пропустить» опасные для ее репутации события. Вот, пример того, как коррупция навредила крупнейшему немецкому авто производителю в мире компании Volkswagen. http://www.bbc.com/news/business-34324772 Компания занизила результаты тестов вредных выбросов для дизельных двигателей, «получив» соответствующие экспертные заключения. Однако американское федеральное экологическое агентство выявило это нарушение, и в результате урегулирования компания потеряла более 20 млрд. долларов. https://www.epa.gov/enforcement/volkswagen-clean-air-act-partial-settlement

Урок четвертый – многие люди в вашей организации знают больше о коррупции, чем говорят. Но им мешает психологические барьеры, моральная сторона вопроса, опасения за свою карьеру и т.д. Что бы это решить в Германии используют независимую систему (верней их несколько), которая позволяет анонимно рассказать об известных фактах или подозрениях любому гражданину страны. Это не просто телефон доверия полиции или адрес мейла, который читает только генеральный прокурор. Система (Whistleblower) «слива» информации устроена иначе, и потому намного эффективней работает, чем традиционная передача информации. Когда кто-то, сообщает о подобных фактах ему, скорее всего, хотелось бы остаться в тени. Но и у того кто получает информацию и принимает решение о начале расследования, могут возникать дополнительные вопросы и уточнения. Так же возникает проблема доверия к системе, когда тот кто сообщает не получает обратной связи, были ли его данные всего лишь подозрениями или уже началось криминальное расследование по его заявлению.

https://www.business-keeper.com/en/systematic-comp...

Используемая в Германии система позволяет частично ответить на эти вопросы. Тот, кто передает информацию, получает ответ от того что принимает решение, наподобие отчета о предварительном расследовании. А у того кто расследует, есть всегда возможность уточнить детали и задать вопросы. Провайдер сервиса не имеет доступа к данным и предоставляет сервис на базе безопасного шифрованного соединения. https://www.business-keeper.com/en/systematic-compliance/bkms-system-en.html

Таким образом, гарантируется полная анонимность и обратная связь с заявителем. По словам, Bjorn Kelpin одного из районных руководителей отдела расследований коррупции в г. Берлине, из 170 заявленных фактов всего 12 привели к уголовному преследованию. Но, эта превентивная мера держит многие организации в тонусе, поскольку заявителями могут быть различные участники. Например, подрядчики, которые проиграли публичный тендер, по их мнению, организованный и проведенный не честным путем.

Задание четверное – хотя это касается скорее государственных структур, такая система будет полезна и коммерческим организациям, которые могут защитить, таким образом, свои интересы. Оставим техническую сторону решения, руководителям можно подумать о способе, когда передача такой информации будет гарантировать анонимность и обратную связь с источником информации. Это повышает доверие, и соответственно желание собирать такую информацию и делиться с заинтересованными сторонами. (4) В дополнение хотелось бы отметить достаточно распространённую практику публикаций "black list" компаний, которые ранее были причастны к коррупции. Это, как правило, подтверждается результатами внутренних или криминальных расследований, решением судов. Компании перед заключением контракта, проверяются в соответствующих реестрах на факты судебного разбирательства, прохождения процедуры банкротства, случаев не выполнения обязательств.

К сожалению, в Украине при наличии соответствующих законодательных ограничений в подобных случаях, не мешает ряду государственных организаций заключать различные контракты. Данные гражданской экспертизы http://acm-ua.org/ красноречиво об это свидетельствуют. Уже достаточно много примеров, когда обанкротившиеся компании, без наличия офиса и персонала «умудряются» выигрывать государственные тендера на миллиарды гривен. (5)

Итак, кратко сформулируем, шаги по предупреждению коррупции рассмотренные в статье: 1. Провести исследование вашей организации путем опроса, исследования 2. Разработать кодекс чести организации и постоянно проводить обучение сотрудников 3. Проанализировать риски используя «карту коррупции» и сосредоточить внимание на самых уязвимых местах 4. Разделить функции управления и закупок, внедрить принцип 4 eyes в процесс закупок 5. Планировать ротацию сотрудников 6. Внедрить систему доверительной передачи информации (Whistleblower) 7. Возможно, ввести должность коррупционного аналитика, аудитора Надеюсь, данная информация будет Вам полезна или хотя бы выявит дальнейший Ваш интерес, к этой не простой проблеме. Возможно, это будет звучать слишком самоуверенно, но лично меня не устраивает какое место, занимает наша страна в коррупционном рейтинге (7) и если такие статьи хоть немного могут сдвинуть ситуацию к лучшему, то можно считать что, свою задачу мне выполнить удалось. Выражаю огромную благодарность и признательность Европейской Академии в Берлине за прекрасно организованный семинар и увлекательную поездку. Ссылки. (0) Европейская Академия в Берлине (Europäische Akademie Berlin) создана в 1963 году, как не государственная и независимая организация способствующая проведению обучения, организации международных встреч и обмена опытом. http://www.eab-berlin.eu/en/

(1) Basel Institute on Governance, https://www.baselgovernance.org/ (2) На фотографии учебная группа государственных служащих из Грузии, Молдавии и Украины, которые в 2016 году прошли семинар Европейская Академия в Берлине по теме "Good Governece" (3) За полным списком возможных вопросов, и дополнительной информацией обращайтесь ко мне через https://www.facebook.com/volodimir.gavrish (4) Теоретически, можно публично предлагать использовать анонимные профили в социальных сетях (5) Подробней на ленте организации https://www.facebook.com/acmua2015/?fref=ts (6) Marius Andreas Richter (http://www.anti-corruption-wall.de/pages/marius_richter (7) https://www.transparency.org/country/#UKR


Гавриш Володимир – участник «Революции Достоинства», доброволец батальона «Золотые Ворота», глава администрации района в команде М. Саакашвили в одесской области, активист партии «Рух Нових Сил Михайло Саакашвили»

https://www.facebook.com/volodimir.gavrish