Украина была тотально коррумпированной страной и при Януковиче, и при Порошенко. Остаётся полностью коррумпированной и при Зеленском. Президенты заверяют, что не возглавляют коррупционную вертикаль, а премьеры дружно рассказывают сказки об отсутствии коррупции в верхних эшелонах власти. Только ни избиратель, ни внешний инвестор им не верит. Избиратель выражает недоверие на каждых вторых по счету выборах, а внешний инвестор в минимальном размере инвестиций в Украину. Одним из самых удобных способов распила госбюджета бюджета является капитальные инвестиции. Сначала стремительно беднеющая Украина строила нефтепровод Одесса- Броды. Поинтересуйтесь уровнем его загрузки и рентабельности. Затем был праздник невиданной щедрости в доведённой до нищеты стране и невиданных откатов для власть предержащих в виде Евро-2012. С тех пор пришла уже не одна весна, а дерибанщиков никто и не собирается сажать. Любимой темой распила действующей власти являются дороги. Не случайно в антикризисном плане министра-олигарха Авакова отдельным пунктом записано сохранение масштабов финансирования строительства и ремонта дорог, ведь при этом безопасно и контролируемо дерибанится примерно 20% всех капитальных бюджетных вложений. Но не получится. Секвестр бюджета не работающего государства будет таким масштабным, что под нож неизбежно попадёт святое – олигархическая рента кормления власть предержащих олигархов. Другой любимой темой распила бюджета при Порошенко-Гройсмане-Гриневич стала тема опорных школ. Сначала строятся сами опорные школы. Строятся они в крупных сёлах, т.е. как и дороги, далеко от взора формирующегося гражданского общества. Это один мэр, по глупости построил свой отмывочный объект в виде стеклянного моста прямо в центре города, а в сёлах нет ни СМИ, ни блогеров, ни даже грантоедов – дерибань и закапывай бюджетные средства сколько душе угодно. Далее опорные школы оснащаются под пристальным надзором министерства, т.е. с соблюдением его законных коррупционных интересов. После этого закупаются школьные автобусы, где с помощью манипуляций с тендерными процедурами тоже закладываются интересы коррупционной вертикали власти. Дальше постоянные закупки топлива и запасных частей. По совершенно прозрачным процедурам, в тотально коррумпированном государстве. А дальше внимание, вдруг, откуда не возьмись обнаружится, что в стремящейся в Европу Украине, ещё не везде между сёлами есть качественные дороги, чтобы возить детей в опорные школы! Кто бы мог подумать? Дальше… ну вы поняли. При этом никого не волнует, что качество обучения в опорных школах будет не намного лучше сельских. Ведь преподавать там будут учителя с нищенскими заработными платами. Тут один комик на полном серьёзе соглашался с предложением за счет деолигархизации повысить зарплату учителям до 4 тыс. $. А мы, наивные и доверчивые поверили…

С самого начала я предложил альтернативу опорным школам в виде дистанционного обучения с сохранением школ в самых малых сёлах. Дети ходят в свои школы в малых сёлах и дистанционно учатся у лучших преподавателей страны. А местные учителя преимущественно следят за порядком. Понятно, что такая альтернатива объективно является на порядок менее коррупционной. И на порядок менее затратной для бюджета. К тому же возможность учится у лучших преподавателей страны существенно повысит уровень образования на селе. А это идёт в разрез с политикой олигархов построения в Украине современного сословного общества. Поэтому властью олигархов, что минулой-злочинной, что новой-молодой, это направление вообще не рассматривалось. И тут началась эпидемия. Школы встали на карантин. И тема дистанционного обучения стала актуальной не только для сельских школ. О возможности дистанционного обучения в эти дни задумывается каждый родитель. Общество само организуется и с нуля появляются проекты в дистанционном среднем образовании. Слуги олигархов, понятно, постараются тему заболтать, замять и зарегулировать народные инициативы до нежизнеспособного состояния. Но у них это не получится. Во-первых, это не позволит сделать формирующееся гражданское общество. Во-вторых, это не позволит сделать конкуренция между странами.

И здесь мы выходим за пределы украинской песочницы, ведь, дистанционное образование не является привязанным к государству! Здесь понты местных олигархов и их одноразовых слуг сменяются их растерянностью и паникой вследствие их либо не понимания основных процессов цивилизационного развития, либо их неприятия. Несмотря на взрывной рост популярности дистанционного образования во всём мире, это принципиальное различие мало кем осознаётся. Во-первых, можно собрать целевые аудитории учащихся независимо от их стран проживания. Можно по признаку платежеспособности, можно по наличию таланта в форме врождённой предрасположенности. А можно по этническому и религиозному признаку. Причем, без какого-либо контроля со стороны государств! Такая потенциальная возможность в истории складывается впервые. Разумеется, и раньше были, например, иезуитские колледжи или католические университеты. Но они обучали лишь малую долю детей местной элиты. Сейчас всё изменилось. За примерами далеко ходить не надо – моя дочь, живя в Дубае, закончила обучение и получила диплом университета Дерби. И по межправительственным соглашениям этот диплом не требует никакого подтверждения в Украине. Единственное, чего нет в этом дипломе это надписи о выражении искренней благодарности и большого привета всей системе образования в Украине и лично Лилии Гриневич.

А сейчас, один ваш сосед может обучаться, условно говоря, по программе подготовки к поступлению Массачусетский технологический институт, а другой, условно по учебной программе Исламского государства. Ну того, самого, которое запрещено в России, как будто Россию кто-то при этом будет спрашивать. И оба плюют на школу того государства, в котором они живут. Полностью потерявшее престиж, а зачастую доведённое до нищеты не только в Украине, среднее образование будет легко ставить минимальные оценки ученику, который реально учится дистанционно по программе совсем другой, более престижной или как сказали бы ранее, в более цивилизованной страны. Формально ученик где-нибудь на Жашковщине по договорённости с учителем, минимально посещает государственную школу и получает минимальные оценки, а реально он отличник в совсем другой школе совсем иной страны. Що ж це коїться, добродії?

Сколько копий сломано в Украине по языковому вопросу, который олигархической властью, по праву, считается главным в деле раскола формирующегося гражданского общества. А теперь, выходит, языковой вопрос сводится к выбору языка сайта по умолчанию. И то, только при заходе на этот сайт в первый раз. Так чего после этого, шановне панство, стоят языковые квоты на телевидении и радио, если они не работают в сети? Так что ж, теперь при дистанционном образовании, язык обучения будет выбирать не депутат, не чиновник, а сам учащийся или его родители? От лихо яке, пострашнее коронавируса будет!

А, ведь, это ещё не всё! Государственное среднее образование предполагает обязательное изучение государственного исторического мифа. Напомню, государственный исторический миф абсолютно любого государства является технологией манипулирования массовым сознанием в процессе воспитания патриотов, готовых умереть за эту страну (пушечного мяса). Детальнее об этом смотрите в видео о четырёх типах истории. Очевидно, что дистанционное среднее образование подрывает государственный исторический миф любого государства. Так кто же будет учить патриотов? Или тот же вопрос, но в крамольной формулировке – патриотами какой страны вы желаете стать самим или своим детям?

Другим очевидным следствием массового перехода на дистанционное обучение станет переход профессии преподавателя в категорию с неограниченной конкуренцией по Нассиму Талебу. В условиях, когда один преподаватель может одновременно обучать миллионы учеников, физические ограничения для конкуренции между преподавателями исчезнут. Появятся преподаватели-звёзды, имена которых будет знать каждый. Они будут учить десятки и сотни миллионов учеников и получать за это астрономические вознаграждения, сравнимые со звёздами спорта и шоу бизнеса. А большая часть преподавателей останется без работы…

Когда типичный футуролог видит какой-нибудь тренд он пытается натянуть его на солнечную систему. Чтобы не уподобляться таким деятелям, следует задать граничные условия распространения дистанционного образования. Эти, гораздо более масштабные граничные условия прогнозировались и детализировалось ранее:

Позже по времени к этому добавится формирование нового ремесленничества и возрождения традиции учебы у Мастера, как обратной массовому образованию.

В общем, все эти внешние ограничения делают переход на дистанционное обучение достаточно локальным. Причем, больше перспектив у него в странах с благоприятными условиями/перспективами. В т.ч. и в Украине.

Вообще Украина, это такая особенная страна, где всё плохое идет сверху, от власти олигархов, а всё хорошее начинается снизу, из формирующегося гражданского общества. В этих условиях нет никаких шансов, что власть, стремительно превращающаяся из новой и не коррумпированной в погрязшую и закоренелую, вдруг откажется от коррупционных кормушек в виде опорных школ или приоритетного финансирования дорожных работ. Поэтому дистанционное образование будет формироваться снизу, в нерегулируемом властью поле. Это не поле дипломов и сертификатов, а поле реальных знаний и умений. Тем более, что услуги, предоставляемые по сети, достаточно легко оптимизируются в налоговом плане. Регистратором расчетных операций количество учеников не посчитаешь. Так, медленно и постепенно снизу начнёт формироваться новая форма образовательного стандарта, которая заменит не только осколки советских ВУЗов, но и осколки основной массы западных и восточных университетов, которые не переживут смутное время…

Почему так происходит? Ответить на этот вопрос сложнее, чем кажется. Естественно научная традиция в которой я работаю отвечает на вопрос «на сколько?» и не отвечает на вопрос «почему?» А интерпретатор из исследователя заведомо никакой. Поэтому, отвечу, как смогу, без претензий на истину даже в первой инстанции. Чтобы возникло новое, старое должно почти умереть. Средневековый университет, выросший из школ, при кафедральных соборах не имеют ничего общего с университетом завершившейся эпохи Модерна. Точнее, почти ничего. Т.е. сначала средневековая традиция религиозных университетов почти умерла, а затем на её осколках возникла университетская традиция Нового времени. Советская вузовская традиция тоже почти умерла в смуте постсоветского времени. Сейчас, во время аналогичной, но уже глобальной смуты, пришла очередь умереть университетской традиции эпохи Модерна. Т.е. с точки зрения цивилизационного анализа, идёт обычный, нормальный процесс цивилизационного развития. Старое — в Украине уже почти умерло. Новое -только начало появляться снизу…

Владимир Стус

11.04.20