5e7f808f7d329.jpg

«Мир, словно объевшийся крестьянин,

который залезает в седло и,

вдруг, летит, кувыркаясь»

современник о начале Тридцатилетней войны

Теория цивилизационной смуты замедления была опубликована в 2009 году. По ближайшему историческому аналогу, я назвал предстоящую смуту Второй Тридцатилетней войной. Предполагалось, что в результате повода, который принципиально не прогнозируется, произойдёт мегаобвал и начнётся фаза цивилизационной смуты. При этом первые 3-6 месяцев мегаобвала будет наблюдаться массовая паника, предельные уровни волатильности и вихревая, не просчитываемая турбулентность. После этого паника исчезнет, турбулентность никуда не денется, но станет более прогнозируемой. Образно говоря из вихревой станет волновой. Мегаобвал состоялся, Вторая Тридцатилетняя война началась. Паника, рекорды волатильности и вихревая турбулентность сейчас в самом разгаре. Человек открывает социальные сети и читает, что если он ещё не заразился, то коронавирус буквально стучится в его двери.

До этого времени мои прогнозы можно считать полностью реализовавшимися по содержанию, но не полностью совпавшими по времени. Я прогнозировал, что смута начнётся ранее. Но властям всех уровней, используя все возможное ресурсы, удалось удержать ситуацию до начала 2020 года. С одной стороны, хорошо, что смута началась позже. С другой стороны, обвал давно перезрел, резервы практически исчерпаны и сейчас смута пойдёт по гораздо более острому сценарию, чем если бы она началась, условно в 2015 году. По многим параметрам обвал уже более быстрой и глубокий, не только чем в 2008, но и чем в 1929 году. Часть скептиков, уже из ноналармистов стала гипералармистами и мне всё чаще приходится заниматься рациональной психотерапией. Рассказывать, что Украина не умерла, массовое мышление не деградировало до уровня пингвинопитеков, мировая война сейчас невозможна по определению, сингулярности не будет, а земной цивилизации в целом ничего серьёзного не будет угрожать ещё три века, как минимум. Просто непонимание часто приводит к крайностям – от ноналармизма через панику прямо в эсхатологию. Но если коронавирус — это лишь повод и фаза цивилизационной смуты уже началась, что будет после завершения эпидемии? Сейчас уже можно опубликовать прогноз.

С долгосрочной точки зрения развития цивилизационных процессов погружение в смуту будет происходить через осознание, что знакомый мир навсегда ушел в историю. После завершения эпидемии он не вернётся ни по господствовавшим стереотипам, ни по измеряемым показателям, ни по уровню стабильности.

В краткосрочном, по цивилизационным меркам плане можно сделать следующие прогнозы:

Кто кому будет противостоять во время смуты? Попробуйте самостоятельно определить это на примере Тридцатилетней войны 1618-1648 годов. Чем больше вы будете вникать в детали, тем быстрее придёте к выводу, что это не была религиозная война между католиками и протестантами. Это была вообще не война, а смута. Цивилизационная смута инерционного замедления после завершившейся фазы быстрого научного, технологического и культурного развития известной как Реформация, Возрождение и время великих географических открытий. И противостояние было между странами, оказавшимися в благоприятных внешних условиях/перспективах и странами с не благоприятными внешними условиями/перспективами. То же самое будет и сейчас. Поэтому, по большому счету, заранее было известно не только кто кому будет противостоять, но и кто выйдет победителем из этого противостояния. Вот такой дремучий и прогнозно проверяемый детерминизм без конструктивизма и принципиальной невозможности осмысления рациональным путём.

В заключении можно дать оценку эффективности карантина с точки цивилизационного анализа. Карантин из-за коронавируса это… репетиция. Репетиция перед следующими гораздо более разрушительными эпидемиями. Сейчас у людей не только был максимальный уровень беспечности, но и максимальный уровень иммунитета и сытости. Эту войну можно остановить, а цивилизационную смуту не остановишь. В 1630 году, т.е. через 12 лет после начала смуты в Европу пришла чума. И Тридцатилетняя война не остановилась на карантин – эпидемии всегда были в числе основных поражающих факторов любой смуты. Поэтому коронавирусный карантин и следует оценивать с точки зрения предстоящих гораздо более разрушительных эпидемий. Оценивать, как бесценный опыт подготовки к ним.

Вывод – свой базовый сверх долгосрочный прогноз 2009 года «Вторая Тридцатилетняя война» подтверждаю. Будут вопросы – читайте многочисленные детализирующие прогнозы, опубликованные ранее.

Иллюстрация- Джованни Баттиста Тьеполо – «Заступничество святой Фёклы за город Эсте во время чумы 1630 года» (фрагмент) 1758.

Кафедральный собор, Эсте

Владимир Стус

26.03.2020