Чтобы не стать здрадофилом и врагом народа не буду писать об Украине. Итак, в одной, самой бедной, по уровню удельных доходов граждан, стране Европы действует одна из самых больших в Европе ставок НДС на продукты питания. Но НДС это высокотехнологичный налог. Его применение оправданно в развитой экономике при эффективных и прозрачных процедурах государственного управления и контроля. В этой же, доведённой до нищеты стране, по ряду ключевых сегментов продовольственного рынка большую часть продукции производят домашние хозяйства и мелкие фермеры. Проконтролировать на европейском уровне контроля их невозможно по определению, а местные процедуры государственного управления и контроля не отличаются ни эффективностью, ни прозрачностью. И при существующей ставке НДС и других налогов, цена ряда продуктов, например, молока, масла, мяса в продуктовой розничной сети и на рынках может отличаться на 30-35%. Ни одна нормальная экономическая система не выдержит такого перекоса цен, а её сохранение приводит к масштабным перекосам не только экономике:

А если к этим факторам прибавить невозможность в согласованные торговым соглашением с ЕС сроки, внедрения ряда европейских норм, например:

а также убитую сельскую инфраструктуру, то можно утверждать, что низшая точка кризиса ряда отраслей сельского хозяйства ещё впереди. Локальный пример – массовое распространение в частном секторе охладителей свежего молока, которое требует европейские стандарты в большинстве сёл невозможно даже не финансовым причинам. Просто местные электросети не выдержат синхронное резкое увеличение нагрузки после вечерней дойки.

А если к этому добавить, что успехи в войне с африканской чумой свиней сравнимы с успехом проведения АТО, то следует и дальше ожидать новых рекордов в темпах снижения производства ряда ключевых и традиционных продуктов питания.

А если к этому добавить сокращение внутреннего потребления из-за банального сокращения количества населения, которое по официальным прогнозным данным в 2018 года составит примерно 150 тыс. человек, то можно сделать общий вывод. С одной стороны, крупно товарное экспортно- ориентированное производство, которым владеет преимущественно внутренний олигархический бизнес и крупнейшие мировые транснациональные сельскохозяйственные и продуктовые компании, стремительно растёт. С другой стороны, мелкий бизнес, ориентированный на внутренний рынок в виде домашних хозяйств производителей с/х продукции и продуктов питания и мелкие фермеры целенаправленно лишается государственной поддержки выдавливается в тень, деградирует и уходит с рынка. Вот так, великая аграрная держава превращается в типичную банановую республику средних широт. А немногочисленное оставшееся население вынуждено платить тратить на питание примерно 50% своих доходов. Снова-таки, это самая высока доля среди европейских стран. Дискуссии о снижении НДС на продукты питания вяло продолжаются уже больше года. Понятно, что власть, представляющая интересы олигархов не хочет пилить сук, на котором сама сидит. Но в связи с резким обострением политического кризиса в стране более вероятно, что снижать НДС на продукты питания будет уже следующая власть. По старой доброй местной традиции, объявив предыдущую – преступной.