5 марта на фоне падения рейтингов власти и проблем в экономике президент Зеленский решился на радикальные меры, поменяв 2/3 министров в правительстве и премьера – на место либерала-«самокатчика" Гончарука пришёл классический чиновник-менеджер Денис Шмыгаль.

А как полгода назад всё красиво начиналось: самый молодой премьер в истории Украины, кабмин новых лиц, прозападных реформаторов. За прошедшие 6 месяцев правительство Гончарука с его неолиберальными подходами неплохо поработало – уничтожило остатки экономического роста (в четвёртом квартале 2019 г. он замедлился до 1,5%, а январе Минэкономики зафиксировало падение ВВП на 0,5%, значительно помогло падению рейтингов власти, добило социальную сферу, провалило коммуникацию с обществом и с президентской фракцией "СН", развалило систему государственного управления.

При этом изначально было видно, что большинство министров не отличается профессионализмом, а сам состав кабмина писался в последний момент на колене. В конечном счете всю ответственность за его работу в условиях монобольшинства нёс лично Владимир Зеленский. Украина живёт де-факто в режиме президентского правления (ключевые решения принимает президент и его ближайшее окружение – Ермак, Богдан, Шефир, Баканов, Трофимов и др.).

Резкая смена правительства на днях, как и перипетии вокруг формирования его состава свидетельствует о том, что кабмин Шмыгаля вряд ли сможет решить наболевшие вопросы и обеспечить прорыв, скорее он обречён на провал и отставку после местных выборов в октябре. Причин этому несколько.

5e62ed69c4abf.jpg

Во-первых, как и его предшественник новый кабмин похож на корабль без компаса. Трудовая биография Дениса Шмыгаля – это путь управленца-бюрократа без политических амбиций, что очень удобно для окружения президента. Проблема лишь в том, что такие менеджеры хорошо разбираются в системе государственного управления, профессионально выполняют команды сверху, но не способны сами формировать повестку реформ и стратегию действий. Гончарук оказался профаном не только в экономике, но и в госуправлении, но не он принимал ключевые решение и не формировал приоритеты. Какова стратегия экономических реформ и развития государства команды Зе остаётся большой загадкой, прежде всего для них самих. Отсюда и эмоциональные метания из стороны в сторону и управление в режиме "реакции на события", а не формирования своей политической повестки дня.

За 10 месяце правления президент Зеленский так и не представит обществу стратегию экономических реформ на 5 лет. Можно предположить, что её банально не существует, а работать над ней никто даже не начинал. В таких условиях кабмин Шмыгаля обречён оперативно латать дыры в бюджете и государственной машине, хоть как-то поддерживая на плаву Зе-корабль. Единственно, что в отличии от Гончарука, Шмыгаль будет делать это более профессионально.

Во-вторых, как и предшественник, Шмыгаль является капитаном без руля. Гончарук смог с собой провести сразу четверых человек в правительство (Оржель, Новосад, Малюська и Милованов), обеспечив себе определённую опору. Шмыгалю же позволили привести лишь одного министра – своего друга Олегу Немчинова, который будет управлять Секретариатом кабмина.

5e62ed9498a25.jpg

Другими влиятельными центрами влияния в новом правительстве стали глава ОП Андрей Ермак, на которого ориентируются минимум четверо – министры обороны, оккупированных территорий, финансов, молодёжи и спорта; глава МВД Арсен Аваков, к которому близок министр инфраструктуры Криклий, и олигархи. Свою квоту получил и Ринат Ахметов (сюда относят самого премьера и министра социальной политики. Не исключено, что донецкий олигарх за лояльность также получит кресло главы Министерства энергетики или экономики, чтобы уменьшить влияние во власти Игоря Коломойского. На фоне таких политических тяжеловесов Шмыгаль выглядит как несамостоятельная фигура, поставленная ОП оперативно решать текущие дела. А сам кабмин напоминает команду матросов, которую опять наспех набрали и отправили плавать, не думая зачем и куда.

В конечном счёте, плачевной для власти выглядит ситуация, когда на фоне ухудшения ситуации в экономике после перезагрузки правительства практически пустым стал экономический блок – вакантны кресла министров экономики, энергетики, аграрной и промышленной политики, завис вопрос с назначением вице-премьера по экономике.