«коллективное бессознательное» (с). это не только сказки про ленивого ивана-дурака, предприимчивых, работящих хензель и гретель, или апокалипсического тролля, который в конце придёт и всех съест (у скандинавов), и не только как разговаривают друг с другом папа с мамой, с помощью которых закладываются в ребёнка основы понятий и ценностей данного общества, но и общественный договор, по которому живёт нация.
это то, что знают все и о чём не говорят, потому, что все это знают, независимо от того, следуют этому или нет.
для чужака, не имеющего этого коллективного бессознательного, это остаётся неизвестным и приводит к ошибкам.
например, одна молодая украинка, прожив несколько месяцев в германии, на украинском форуме в германии искала у кого есть знакомые в ауслендербехёдерамт чтобы продлить себе визу. по украинскому коллективному бессознательному вполне человеческое, нормальное, резонное действие. но по немецким понятиям — нелепое, ибо недопустимое. ибо невозможное. и не потому, что в ауслендербехёдер сидят такие уж кристально честные бюрократы, а потому, что это противоречит устройству реальности, её природе в немецком понимании.
или такая мелочь, как сплюнуть на тротуар. для украинца это не то, чтобы сильно красиво, но ничего особенного, для немца это всё равно, что высморкаться в ладонь. никто ничего не скажет, даже головы не повернёт, но все увидят и все оценят. и т.д.
эти негласные правила открываются человеку другой культуры постепенно, или через ошибки и конфликты, возникающие из незнания негласных правил игры в данном обществе.
одно из первых сильных впечатлений, «откровений» ) о германии было необычайно ясное и чёткое разделение немецкого общества на «народ» и элиту. причём элита, в виде конкретных членов, не обязательно нравственнее, моральнее, мудрее или умнее, но это другой состав людей, другая каста, отличающихся от «народа» как церковный орден отличается от прихожан.
есть элита — пастухи, и есть народ — паства.
и все об этом знают.
при том, что элита может ходить в тех же джинсах из ха-унд-эм, ездить на тех же фольксвагенах, и пить вино в тех же кафе, где и народ.
и деньги в определении принадлежности к элите или народу не играют никакой роли. может быть так, а может быть так.
но сама граница очень чёткая. это как бы два параллельных общества, каждое имеющее свои функции, ценности, смысл, и живущих в симбиозе друг с другом.
элита отвечает за будущее — куда идёт страна. народ отвечает за физическое обеспечение этого найденного и определённого элитой, будущего.
две параллельных вселенных. различных, разных, но необходимых друг другу.
и обе стороны это понимают, оставаясь каждая собой.
это уходит корнями в немецкую культуру.
это тот способ жизни, который нашла германия в результате своей истории.
у украины другая история, другая культура и другое коллективное бессознательное.
и у украины другая «элита», и другой «народ».
мне кажется, что украине, чтобы строить функционально успешное государство, нужно искать в своей истории в стороне запорожской сечи и опыта протогосударственной анархической структуры нестора махно. волонтёры и добробаты, спасшие украину от россии, оказавшиеся единственным функционирующим механизмом общества — из этого же опыта. это и есть украинское коллективное бессознательное, из которого, на мой взгляд, можно строить. или, хотя бы, учитывать при строительстве.
имхо.