Меня умиляет наивность периодически возникающего у нас среди публики и экспертов вопроса: каким должен быть курс доллара в Украине? — При этом, никто не рассматривает сопряженные вопросы: каким тогда должен быть размер цен на основные продукты, товары и услуги в стране, какой должна быть цена на квалифицированный и неквалифицированный труд ( т.е. размер зарплат), какой будет размер притока-оттока капиталов и средств за рубеж , в каких рамках должен быть дефицит бюджета и платежного баланса...?

Валюта у нас – это просто еще один импортный товар, типа, как бананы или мерседесы, как средство платежа и расчетов с внешним миром и средство накопления и платежа внутри страны. На этот товар и его цену действует внешняя и внутренняя конъюнктура, а также произвол монополиста в лице НБУ. Итого, на этот товар- доллар, цена может быть рыночной, а может быть административно регулируемой — как и на всякую гречку или сахар. У нас были периоды, когда курс гривни к доллару административно фиксировали, например в 2011-2013-х годах, а были периоды, когда его искусственно понизили в три раза (первый постмайданный год), чтобы посвященные заработали на курсовых ралли, с одной стороны, и запустить цепную реакцию обнищания работающих, и иждевенцев, с другой стороны, так как вслед за искусственным понижением курса гривны произошел массированный удар по всем гражданам и отраслям экономики:

- искусственно подорожал и стал недоступен многим импортный товар;

-обесценились сбережения в гривне;

-обесценилась зарплата, ибо резко выросли цены на все;

-резко увеличилась задолженность по кредитам в валюте.

В результате этой валютной диверсии, ВВП страны упал в 2 раза, в валютном исчислении. Примерно так же снизились и реальные доходы населения.

Следует также учитывать, что рынок в Украине имеет монопольно-картельный характер, а свободного рынка здесь как не было, так и не предвидится. Соответственно, закон стоимости, как фактор ценообразования и регуляции производства-потребления, оттеснен здесь на обочину административным, олигархическим, картельным произволом. Получается, что практически на любой товар здесь можна поставить любую высокую цену, — была бы воля монополиста. Другое дело, что такой произвол далеко не всегда принесет дополнительную прибыль монополисту, поскольку спрос элестичен и покупатель может отреагировать на такое ценовое насилие резким изменением структуры своих покупок и потребительских предпочтений, массовым отказом от данного товара.

Еще один фактор экономической неадекватности в Украине – это фактор ведения правящей кастой экономической, ценовой, социальной войны против собственного народа. Экономическая стратегия правящих элит состоит в перетягивании по- максимуму в свой лагерь экономических, финансовых, инфраструктурных активов, а народ оставляют в нищете и ворохе проблем, дабы спокойно достроить пирамиду жестко-кастового сообщества. Эта политика классово-имущественной войны порождает перекосы как в цене большинства товаров, так и перекосы в уровне зарплат, пенсий, льгот для высшей номенклатуры и для остального народа. Каждый товар здесь несет в своей цене надбавку «великого обделения» для народа, т.е. наценку, которую забирает себе Хозяин, переполовинивая зарплату всех наемных работников.

Подитоживая вышеизложенное, украинская экономическая система за четверть века диктатуры барыг оказалась насквозь деформированной, разбалансированной и упадочной, так что вопрос: сколько здесь справедливо должен стоить доллар, бензин, сахар или природный газ, какой должен быть размер зарплаты в учителя, врача, водителя, металурга -он потерял смысл, ибо сначала надо создать базу стабильных параметров, а потом под эту базу откорректировать все остальные экономические показатели. Сначала надо выровнять все диспропорции в палитре цен, ликвидировать все неоправданные льготы и перекосы в налогообложении и соцобеспечении и лишь затем заикаться о какой-то общей справедливости и ее параметрах. Если в системе все делается неправильно, извращенно, «через жопу», то вопрос «как сделать правильно в данной ситуации, в конкретном вопросе?» -он всегда зависает, так как нельзя решить один вопрос правильно, не задевая кучу сопряженных вопросов, поэтому неправильная система потом обязательно снивелирует, сожрет любое ваше правильное решение.

Поскольку валютная диверсия кратного уничижения гривны удерживалась твердой сатанинской рукой руководства НБУ целый год, то вся экономическая система, вся система цен и пропорций в украинской экономике приспособилась, прогнулась под новый уровень курса гривны, понеся где большие, а где огромные потери. Потери понесли все отрасли экономики и все население, за исключением приближенных к руководству НБУ и к бюджетным потокам. Возникла новая экономическая и социальная реальность: нищие пенсионеры, бедные работающие, не сводящие концы с концами семьи с детьми... Но этого провайдерам утилизации Украины оказалось мало и они потребовали многократно поднять цены на энергоносители и коммунальные тарифы, что, в свою очередь, еще больше изуродовало образ жизни народа в Украине в сторону третьемирских стандартов выживания... Ну когда вы уже все сдохнете, проклятые хохлы, когда освободите от себя эту землю? – сокрушаются в вашингтонах!

Теперь в тех же вашингтонах и МВФ замышляют новый обвал гривны, до уровня 50-70 грн за доллар, под шумок дефолта и рекордных возвратов ранее раздерибаненных кредитов. Режим в Киеве может оставаться, главное, чтобы населения здесь осталось не более 5-10 миллионов штук нахлебников.

Резюме. Для ублюдочно-извращенной социально-экономической системы Украины нет смысла применять понятия справедливого уровня зарплат, справедливых цен, справедливого курса гривни к доллару, пока не восторжествует социальная и экономическая справедливость: не будет ликвидирована системная коррупция, воровство, перекосы в зарплатах, пенсиях верхов и низов, не будут упразднены монопольно высокие цены и налоговые льготы и «дыры». Сначала наведите элементарный порядок в стране, а потом раскладка справедливых цен, зарплат, тарифов и курсов — она легко сложится сама...

Закон стоимости работает только в справедливых обществах, а в несправедливых обществах работает право сильного, когда общественный пирог делится пропорционально близости к верхам, а не пропорционально полезного вклада членов общества в формирование фонда потребления...