Пословица дня: «С волками жить – по волчьи выть!»

Если кто-то часто говорит на других, что они — дураки, то первое подозрение в глупости падает на самих говорящих, ибо глупец называет дуростью и абсурдом все, что он не способен или не хочет понимать. Кроме того, дуракам спокойней и приятней, когда вокруг такие же дураки, как и они, чем и пользуются подлецы, эксплуатирующие дураков: они снисходительно наблюдают, как дураки-жертвы их самих называют дураками и тупицами, по ходу того, как подлецы проворачивают свои делишки, за счет этих дурачков... Если бы дурак мог видеть реальную глупость в других, то он очень быстро занялся бы самоанализом и самоусовершенствованием, а не болтал дурости о чужих глупостях. Повторяю, что Украина живет в функциональной связке «подлецы сверху и придурки снизу» — отсюда и вся картина нашей абсурдной гос-общественной жизни.

Когда в стране построено "failed states", когда госинституции не выполняют своих основных функций, когда государственные органы де-факто работают вхолостую, когда реальные права и свободы граждан практически ничем не обеспечены, когда власть имущие живут в своем особом мирке и плевать они хотели на нужды всех остальных, то поведение чиновников и населения меняется принципиально:

-с позиций граждан, то комплекс необходимых для их жизни благ они не могут получить, ни через нищую зарплату, ни через гарантированное государством соцобеспечение, поэтому первым вопросом их жизни становится добыча денежных знаков любым способом, законным или незаконным, ибо «резьба законности» здесь давно сорвана. Принципы элементарного самосохранения, выжывания — они сильнее принципов законности или моральности. Когда народ доведен до крайней черты выживания, то ждать от него добровольного соблюдения моральных и юридических норм – просто глупо;

-с позиций госчиновников, в условиях, когда их начальство погрязло в коррупции, а работа госорганов сведена к формальностям и отпискам, то никакому чиновнику нет смысла напрягаться и соответствовать задекларированному духу госслужбы, ибо все равно, ничего не достигнешь в одиночку, а если начнешь выступать против творимых безобразий в своих учреждениях, то получишь «по шапке». Итого, все, что остается занятым на госслужбе, так это искать «нетрудовые доходы» и игнорировать государственные интересы.

Вот и получается, что когда построена порочная, коррупционная система клептократов, то никто в одиночку или групками не способен ее исправить или образумить – только силовой переворот. Самая «чистая» сила в ГОС – это народная воля, но значительной эта сила становится только тогда, когда на улицы, т.е. в общественное пространство, выходят миллионы граждан и грозятся блокировать все коммуникации... Если же граждане прячутся в своих норках поодиночке, несмотря на все творимые клептократами безобразия, то выхода из тупика "failed states" просто нет, только самоликвидация.

Пирамида потребностей человека по Блокеру выглядит так:

1263

Логика человеческого поведения такова, что потребности (побуждения) высших уровней валидны лишь при условии, когда сносно удовлетворяются потребности всех низших уровней. Когда происходит катастрофа на нижних уровнях, то ценности-принципы высших уровней просто блокируются, отмирают.

Надо понимать, что рядом с пирамидой потребностей-ценностей тут же строится пирамида ресурсов, которые призваны обеспечивать удовлетворение этих потребностей и ценностей. Обе эти пирамиды пребывают в связке, в резонансе. Когда пирамида ресурсов растет, т.е. внутри нее появляются новые, свободные средства и ресурсы, то пирамида потребностей получает импульс для роста, в каких-то своих частях. И наоборот, когда ресурсы иссякают, то проседает и пирамида потребностей, происходит секвестр валидных ценностей. Этими внутрисубъектными процессами дележа доступных ресурсов и корректировки матрицы актуальных потребностей управляет модуль перерасчета выгоды деятеля, именно он «карает или милует» его различные потребности и ценности, из различных слоев соответствующей пирамиды. Получается такой себе личный или групповой баланс доходов и расходов, на стороне пирамиды ресурсов.

Вспомню еще свое деление потребностей субъекта на необходимые и призвольные – оно тоже дает дополнительный элемент сложности в перерасчет выгоды. Понятно, что субъект не может отказываться от своих необходимых потребностей, хотя сама необходимость имеет разные уровни обязательности, от абсолютной до локальной необходимости. Когда субъект жертвует локальной необходимостью, то уничтожается соответствующая часть его самого и отмирают сопряженные потребности. Работает логика: «баба з воза -коням легше!». Другими словами, откажитесь от надуманных, необязательных потребностей – и вы ощутите огромное облегчение и освобождение.

Еще один аспект в поведении субъектов -это логика поведения участников в паре «индивид-общность»: когда индивиду выгодно находиться в группе или иной общности, для удовлетворения каких-то своих потребностей, то он будет стремиться сохранять свою собственность на принадлежность к данной организации или группе. Если же эта организация «не кує, не меле», то члены будут разбегаться, отчуждаться от нее быстрее или медленней.

Индивид может участвовать в организации по-настоящему, т.е. с соблюдением ее морально-духовных и рациональных требований, или формально, т.е. просто имитировать соблюдение этих требований. Итак, вход и выход члена из организации дает четыре состояния: формальный вход, настоящий вход, формальный выход, настоящий выход...

1264

Я никогда не делаю схем ради схем: каждая новая схема должна помогать мне лучше понимать происходящее и освещать перспективу в ГОС. Итак, что происходило с парочкой наших пирамид в постмайданный период? – Власть ускоренными темпами ограбила свой народ, минимизировала систему соцобеспечения, т.е. пирамида общественных и индивидуальных ресурсов резко уменьшилась, усохла ,просела... Соответственно, такая же деградация постигла и пирамиду общественных и индивидуальных потребностей, причем, более всего пострадали высшие уровни этой пирамиды, т.е. духовные и рациональные ценности... Народ теперь активно звереет и оскотинивается в своем социальном, гражданском поведении и мышлении, ибо ресурсов ему едва хватает на поддержание своего «человеко-животного» базиса. Нормы общественной морали — это первое, что теряется в годы лихолетья и последнее, что потом восстанавливается, после нормализации и стабилизации ситуации в ГОС.

Проседание, усечение пирамиды общественных потребностей приводит и к перераспределению важности, между различными уровнями пирамиды потребностей. Острые нехватки, хронический дефицит средств делает «человека животного» доминантной фигурой общественной жизни, а человек духовный и человек рацио вытесняется на периферию и в аутсайд общественного внимания. Да, на всякие скандалы и неподобства власти громко реагировал именно «человек духовный», а если его сплавили в маргинез, унизили и лишили средств существования, то все супер-скандалы в политике и гос-общественной жизни у нас теперь проходят тихо -мирно, шито-крыто, в отличие от той же Грузии или Армении...

В данном случае работает логика функциональной связки «сущность и форма», главный принцип которой следующий: если некая сущность востребована в функциональной системе, то на будет получать режим наибольшенго благоприятствования, т.е. более высокий статус, роль, более раскошные формы и носителей, и наоборот. При этом, не имеет значения, какая эта сущность по своему смыслу, благородству, достоинству? — Если правящему режиму нужны проворные воришки, шустрые подлецы и аферисты, то такие воришки и аферисты будут быстро карабкаться вверх по карьерной лестнице, они будут получать лучшие куски от общественного пирога, а их более благородные и достойные конкуренты — томиться в бедности и невостребованности. Даже если вы – само совершенство, носитель уникальных талантов, но эти достоинства идут вразрез с правящей политикой, то вы здесь и ломаного гроша не получите за эти таланты. Нет спроса – тогда убегает, исчезает и предложение! Если сам тип власти – негативный к народу, деструктивный к государству, то и селекция руководящих кадров здесь может быть лишь отрицательной.

Резюме. Я в шоке от нынешней украинской публики, ибо она глупеет и деградирует на глазах: подвиды «человек духовный» и «человек рацио» вымирают быстрыми темпами. Что ж, тогда надо делать ставку на дебилизированных, на «животные» аргументы, иначе, успеха не видать...

Нашей публике теперь реально не нужны ни правда, ни справедливость, ни верховенство закона: дашь им правду, так они ею не сумеют воспользоваться, продемонстрируешь им вариант справедливого решения, так они не способны отличить справедливость от несправедливости, положишь перед ними факты беззакония, так они пройдут мимо них равнодушно, пока это беззаконие напрямую их лично не каснется...

Общественная субличность у нас виртуализована и дезактивирована: у нее не работает связка «слово-дело», «акция -реакция», «норма-факт», «зуб за зуб», т.е. «ущерб и возмездие» — и все это характеризует доминанту здесь отношений рабовладельческое общества.