После создания Поместной Православной церкви неоднозначно сложились отношения главных ее идеологов и участников, в умах которых вынашивалась идея томоса и автокефалии.

Важным событием прошедшей недели стал анонс, сделанный главой УПЦ КП Филаретом. На июнь 2020 запланирована его поездка патриарха в США. Он посетит Вашингтон, Нью-Йорк и Филадельфию. Заявлены встречи с украинской диаспорой и политиками. Патриарх начал свою активную борьбу за выживание как отдельной от ПЦУ и самодостаточной конфессии. В конце февраля он уже обратился с открытым письмом к Государственном Департаменту США с просьбой помочь восстановить государственную регистрацию. Это заявка на то, что эта его борьба выходит на новый, международный уровень. И никто точно не может сказать, поездка в Вашингтон, где, к слову, Филарет бывает регулярно – это приглашение господина Помпео, или пока блеф патриарха. Но уже сейчас понятно, что принят он там будет, как минимум на уровне заместителя Госсекретаря. А чем закончатся его встречи с донорами для митрополичьего Фонда ПЦУ и самого главы ПЦУ Епифания одному Белому Дому известно. Денег на склоки и междоусобную войну внутри ПЦУ Штаты могут и не дать. А вот молчаливое согласие зарегистрировать УПЦ КП заново – вполне могут.

Экс-глава УАПЦ Макарий занял совершенно другую позицию, полностью смирившись с потерей собственной конфессии, и не получив за это ничего взамен. Но речь не о бескорыстии бессребреника, речь о тех тысячах верующих, которые стояли за его спиной и видели в нем своего духовного лидера. Их интересы остались не защищены в процессе слияния с ПЦУ.

И тенденция к этому наблюдалась и ранее. В 2011 году у общины храма Бориса и Глеба на киевских Теремках фактически обманным путем увели новый Свято-Преображенский храм, передав его в близкую к тогдашней власти регионалов УПЦ МП. «У нас нет собственности» — не раз говорил в интервью митрополит Макарий.

В 2008-м году президент Ющенко передал УАПЦ Андреевскую церковь. Однако в 2016 году, когда срок договора закончился, его с УАПЦ не продлили, обещая сделать это по окончанию ремонта. Перед получением томоса об автокефалии УАПЦ снова подняла вопрос передачи ей церкви, там планировалось сделать кафедральный собор, главный храм конфессии. Это было главным условием участия митрополита Макария и в Крестном ходе летом 2018 года, организацию которого поддерживал лично Петр Порошенко, и вхождения в ПЦУ. Однако чуть позже, в октябре 2018 года, парламент, выйдя за рамки своих полномочий, по указанию экс-президента Порошенко взял на себя функции правительства и передал Андреевскую церковь в бессрочное пользование Константинопольского патриархата. То есть вслед за Ющенко Порошенко снова обманул УАПЦ. И эту ситуацию глава УАПЦ оставил как есть.

Осенью 2018 года митрополит Макарий жаловался в СМИ на патриарха Филарета, обвиняя его в том, что, не посоветовавшись с УАПЦ, Филарет единолично принял решение о названии, уставе и формате ПЦУ. Напомним, в 2015 году митрополит Макарий предлагал компромиссное название Украинская Автокефальная Православная Церковь Киевского Патриархата (позже он предложил название УПЦ) и вторым условием своего вхождения в проект называл сохранение за каждым архиереем его епархии. Но ни одну из своих позиций митрополит Макарий так и не смог отстоять. Он потом упрекал главу Киевского патриархата в гордыне, приводил себя как пример смирения, но вряд ли смирение – именно та черта, которую верующие хотят видеть в своем лидере. Но факт остается фактом: должность патриарха, хоть и почетного, Филарет за собой сохранил. Как заблаговременно, еще в 2015-м, Филарет предлагал даже при объединении оставить все три юрлица – КП, УАПЦ, ПЦУ.

Не менее фееричным в мае 2019 года был торг между Макарием и Филаретом за то, кто первый предоставит оригиналы свидетельства о ликвидации свое церкви. Макарий требовал от Филарета сделать это первым, показывая на всю страну глубочайшую пропасть недоверия между двумя уже бывшими предстоятелями. Итог предсказуем – Филарет все еще не сдался и борется, Макарий – уже обычный архиерей, а УАПЦ не существует. Еще одним условием объединения в 2015-м году Макарий называл отход Филарета от претензий на руководящие должности новой конфессии, но и это условие сдал.

Не вполне довольны растворением в Константинопольском патриархате прихожане Мариуполя, которые вместе с УАПЦ вошли в ПЦУ. Дошло даже до их обращения к патриарху Филарету с просьбой о помощи и защите их от турецких традиций, с которыми у греков ассоциируется Фанар. Это многовековое противостояние греков с турками Макарий просто не захотел увидеть. Поэтому и не к своему бывшему предстоятелю обратились православные греки, а к главе УПЦ КП. И суть просьбы сводилась к переходу из ПЦУ в УПЦ КП.

Перед объединительным собором в декабре 2018 года митрополит Макарий снова напомнил, что подчинение Константинополю – временное явление. Но у патриарха Варфоломея были другие планы. Их вовремя смог распознать искусный церковный политик Филарет, и отыграть назад. Но личного ресурса Макария на такой шаг не хватило. Личная слабость митрополита привела к печальному итогу: планируемое объединение православных церквей стало для УАПЦ просто присоединением и поглощением.