«ТСН.Блоги»

У Путина была мечта, и она сбылась. Но не совсем. У Украины тоже была мечта, и она не сбылась совсем. И все это произошло на саммите «Большой двадцатки» в Гамбурге 7-8 июля.

Путин мечтал о встрече с Трампом, да чтобы руки пожали, да чтобы слушали, да чтобы на равных. И чтобы Меркель, Макрон и все-все тоже ему руки жали, и слушали, и руки жали. Явь стала былью. Но встречи с Путиным ради Путина не было, всё бегом-бегом, между десятками мероприятий, рукопожатия были, но жиденькие какие-то. Разговаривали, но требовали ответов, которые уже и так знали, а его словам верить никак не хотели.

Украина мечтала, чтобы с Путиным вообще не встречались, а если и встречались, то руки не подали, вместо этого перчатку в лицо или гарбуз даже, но все же лучше пинок под агрессивный кремлевский зад. Ну, как минимум украинцы жаждали конкретных и четких заявлений от Трампа, Меркель и Макрона – три года уж прошло, ну сколько можно. Но не сложилось. Радушного приема, конечно, не оказали, но и пинка не случилось.

С Путиным продолжают говорить. И не перестанут. Лица будут все кислее, вполне может быть, но в остальном всё будет по-прежнему. И это плохая новость для всех.

БЕЗ ТРИУМФА

С триумфом у Владимира Владимировича на саммите как-то сразу не задалось. Сначала ему пришлось дать крюк в полтысячи километров, ибо кругом враги чтобы не лететь в Гамбург над странами НАТО.

Но что еще хуже, Путину забыли сказать, что на дворе 2017 год, и любой может узнать о маршруте самолета, даже российского борта №1. Так что все эти ухищрения быстренько стали известны всем, кому не лень. А потом все, кому не лень, весьма по этому поводу потешались.

Потом ему пришлось брать, что давали. То есть не официальный визит президента США в Ново-Огарево какое-нибудь, и даже не встречу тет-а-тет «на полях» саммита, а совершенно не располагающий к интимности формат «два на два» – президенты, главы внешнеполитических ведомств плюс переводчики (может, Трампа просто побоялись отпускать одного на столь важное мероприятие, но это уже детали).

Эта встреча была самым предвкушаемым событием G20. Особенно предвкушаемой она была из-за того, что Путин еще со времени инаугурации в январе ловил Трампа, но тот все упирался. И вот, дошла и до него очередь: после лидеров 55 арабских стран, после председателей КНР и Палестинской автономии, после президентов Украины и Польши и еще многих других высоких чиновников со всего мира.

Не исключено, что Путин с Трампом виделись и ранее, но никаких доказательств тому нет, а значит, их рукопожатие в Гамбурге можно засчитывать как первое. Для стороннего наблюдателя, особенно российского, рукопожатие это было весьма обнадеживающим. В России тут же радостно заворковали, дескать, Трамп первым сделал шаг на встречу, и руку, как он обычно делает, не перетянул на себя. Успех! Правда, эксперты по жестам утверждают, что радоваться особо нечему: может, Трамп и испытывает к своему астральному близнецу большую симпатию, но вписываться за него не станет.

Перед встречей они, будто насмотревшись по дороге «Карточного домика», расположились ровно как их проекции в одном из эпизодов, чем снова-таки немало повеселили обывателей. Особенно учитывая то, что сериальному Путину пришлось ой как несладко.

Говорили они целых 2 часа 15 минут вместо запланированных Кремлем 1,5 и уж гораздо больше запланированных Белым домом 35 минут. Тут в России снова обрадовались, но ненадолго. Злые языки, конечно же, американские, – стали поговаривать, что немалую часть этого времени занял пинг-понг «Вы вмешивались в выборы президента США?» – «Нас там нет. Это не мы». «Так вы вмешивались в выборы президента США?» – «Нас там нет. Это не мы». Ну и так далее.

Еще на встрече якобы было достигнуто соглашение по перемирию на юго-западе в Сирии – якобы, потому что Трамп и Путин всего лишь подтвердили то, о чем в этот же день уже договорились их представители в Омане. Еще вспомнили об Украине и кибербезопасности – но без конкретных решений. Особенно показательно вышло совместной с США группой по кибербезопасности, создание которой анонсировал Путин: уже на следующий день Трамп заявил, что считает это невозможным. Причем, судя по сообщению в «Твиттере», президент США удивился, что они о чем-то таком договорились.

В общем, с «химией» как-то не сложилось. Потом в кулуарах был яркий разговор с Меркель – но не в смысле содержательности, а в смысле визуализации. Путин показывал пальцем в потолок, что-то увлеченно рассказывая. О чем именно, известно только самой госпоже канцлер, но вряд ли это было что-то очень увлекательное, раз она так недипломатично закатила глаза. В России сразу предположили – мол, президент так показывал траекторию полета свежеиспытанной межконтинентальной баллистической ракеты КНДР. Да-да, именно так себя ведут люди, когда им рассказывают о ракете, способной (по заявлениям Ким Чен Ына) «нанести удар в любой точке мира».

И на закуску, а точнее на завтрак – встреча с Меркель и Макроном, впервые после избрания последнего. По крайней мере, именно этим хозяйка мероприятия объяснила внеурочное собрание нормандской четверки в формате тройки. Прорыва не получилось, как не получилось, собственно, вообще ничего – по сути, договорились договариваться, и ничего больше.

Как именно происходил разговор «тройки», известно только присутствующим на встрече. Но не исключено, что сценарий был примерно такой же, как и во время встречи Путина с Трампом. Что-то вроде: «Начните выполнять Минские соглашения и уйдите с Донбасса» – «Нас там нет, но если уйдем, будет резня». Намекает на этот сценарий комментарий пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова по поводу этой встречи, который сказал, что Путин «лаконично изложил свою позицию». Чем он, естественно, только усугубил свое положение.

И он это явно понимает. Не зря же впервые за долгие годы, а может вообще впервые, поскольку даже будучи молодым да ранним Путин мучил опозданиями свою будущую супругу Людмилу, он на все – абсолютно на все – мероприятия в рамках саммита являлся вовремя.

НО И С ТРИУМФОМ

И несмотря саммит G20 для Путина был по-своему триумфальным. Во-первых, Россия все еще в «Большой двадцатке». Во-вторых, его там приняли. А ведь могли и исключить, как из G8, тем более что такие предложения поступали. Или не исключить, но сделать так, чтобы приезжать стало невозможно – дипломатия приемов для подобных случаев знает просто массу.

Но нет. Несмотря на Нагорный Карабах, несмотря на Грузию, несмотря на аннексию Крыма и войну на Донбассе, несмотря на Сирию, несмотря происходящее в самой России – говорят, что самое главное, будут говорить дальше. Потому что так уж случилось, имеется у Владимира Владимировича доступ к красной кнопке (она, конечно же, не одна и вовсе не красная, но не будем придираться). И Путин может этой кнопкой воспользоваться – в обратном не может быть уверен никто, зато в том, что он на это способен, мало кто сомневается.

А тут еще Пхеньян новой «игрушкой» похвастал. Говорят, межконтинентальная баллистическая. И на Западе хоть и делают вид, что не понимают, но, конечно, на самом деле они прекрасно понимают, откуда растут ноги у военных достижений давно нищего и голодного КНДР. Да и Иран никуда не делся. Доказательств того, что он действительно отказался от ядерной программы нет, но опять-таки – в обратном тоже никто уверен быть не может.

Но и не только в этом дело. Кремль научился соблюдать правила приличия. Начни Путин расхаживать в шапке Мономаха и горностае в сопровождении откормленных лабрадоров и толстощекой свиты в имперских мундирах, не исключено, разговор был бы короче. Но он прекрасно использует свое главное оружие – мимикрию. Вот уже 17 лет он делает вид, что в России демократия, что в России свобода слова, политическая конкуренция, честные выборы, рыночная экономика, нет железного занавеса и миллионов нищих.

Кремлевские уши выскакивают то из одной кровавой истории, то из другой. Но Путин говорит «это не я», «нас там нет», «это не мы». А если есть, то вы предъявите доказательства, а если предъявите, то ваши доказательства – не доказательства. Вежливо так, на голубом глазу говорит, в дорогом костюме. И что тут скажешь, народ его как поддерживает, аж 86%, а вот тут и «Новая газета» есть, и «Эхо Москвы», и «Дождь», и «Яблоко», и Навальный. Ну и не забывайте о красной кнопке, которой вы, лидеры западного мира, очень боитесь.

Так что Путин жил, Путин живет и Путин будет жить – даже когда уйдет. И режим его не падет. Разве что может стать навальнинским, например, сурковским или еще каким. Суть от этого не изменится. С ними по-прежнему будут говорить, и делать вид, что верят, и усмирять тихонько так, осторожно, как обезьяну с гранатой.

У россиян был шанс изменить ход истории своей страны в 1991-м, но новая Россия им пришлась не по нраву, и они мало-помалу стали возрождать более привычные для них порядки. У Запада был шанс добить советский режим, но они, в очередной раз пойдя на поводу у гуманности, поставили его на ноги ножками Буша, и ему хватило сил выжить. Сейчас ему дают выжить из страха, за который сложно осуждать, но который не дает двигаться вперед никому – ни Украине, ни самому Западу. И самой России.

Но нет никакой гарантии, что когда Путин тем или иным способом уйдет, а им снова понадобятся ножки, их не дадут, правда, уже, может быть, это уже будут ножки Трампа или Меркель. И россияне снова будут их уплетать, втайне ненавидя очередную оттепель и желая себе нового Путина, который, конечно же, непременно появится.

И это плохая новость для Украины, да и для всего мира. Бегая по кругу, мы только выкармливаем следующий режим в России, который рано или поздно начнет экспортировать «русский мир» и все его прелести. Просто потому, что по-другому в России не могут. Да и не хотят.

Что можно сделать? Провести настоящий бой по гамбургскому счету. Честная дуэль, без поддавков и реверансов на публику. Ядерная зима не улыбается никому, поэтому лучше взять оружие поновей: экономическое. В обойме есть санкции, эмбарго, SWIFT, аресты счетов кремлевских «кошельков», «нефть/газ в обмен на продовольствие» и никаких ножек. Россия в этом бою не может не проиграть – в битве с будущим у прошлого нет никаких шансов на победу.

Это не будет легко. Напротив, это будет сверхсложно. И рисков огромное множество, и придется надеяться на чье-то благоразумие, трусость или жажду западных благ в Кремле, и потом надо будет решать, как не допустить в России очередной реинкарнации какого-то режима. Но других вариантов прекратить этот бесконечный бег по кругу, нет. Так, может, пора наконец перестать делать одно и то же и при этом надеяться на другой результат?