На Всемирном экономическом форуме в Давосе Дональд Трамп призвал Европу брать пример с США — думать об интересах собственной нации при разработке внешнеполитической и торговой стратегий. В контексте подобного мышления вполне логично выглядел и призыв президента США к странам Европы не покупать газ у «недружественных» поставщиков. «Мы призываем наших друзей в Европе пользоваться американскими поставками энергосырья и достичь настоящей энергетической безопасности», — сказал Трамп.

Как показывают последние события, Европа действительно берет пример с США — думая об интересах собственных наций, европейские страны отнюдь не готовы безоговорочно ориентироваться на «своего наставника» по всем вопросам экономики, политики и безопасности. В частности, в ноябре прошлого года в интервью журналу The Economist президент Франции Эмманюель Макрон отметил, что европейские страны больше не могут полагаться на Америку как союзника по НАТО, Европа стоит на «краю пропасти», возникает биполярный мир, в котором правят США и Китай, а на границы Европы вернулись Россия и Турция. По мнению Макрона, эти изменения требуют «восстановления европейского суверенитета» и «восстановления стратегического диалога» с Россией.

Сторонником диалога и политики разрядки с Россией также называют триумфально вернувшегося во власть канцлера Австрии Себастьяна Курца. Тем более что в правительстве Австрии у Курца есть высокопоставленные единомышленники. Например, в интервью Die Presse министр иностранных дел Александр Шалленберг раскритиковал санкции, которые США ввели в отношении проекта «Северный поток-2». Как видим, и федеральный канцлер Австрии, и министр иностранных дел публично выступают в поддержку «Северного потока-2». А также публично заявляют, что именно Киев должен выполнять «Минские соглашения».

«Нас интересует безопасность снабжения Австрии газом, необходимым для отопления и различных предприятий, поэтому мы — за этот проект, — цитата Себастьяна Курца. По словам федерального канцлера Австрии, „Россия предлагает лучшую цену, чем Америка“. Кроме того, Курц прямо назвал Москву „более привлекательным партнером“.

К слову, австрийский канцлер сделал это заявление после встречи с американским президентом Дональдом Трампом в феврале прошлого года.

Ему вторит министр Шалленберг, который говорит, что „Северный поток-2“ позволяет диверсифицировать энергоснабжение Европы, поэтому его нужно достроить. В то же время, американцы не скрывают, что выступают против „Северного потока-2“ только потому, что воспринимают газопровод как угрозу своим планам по экспансии на энергетический рынок ЕС.

Сторонники более прагматичной линии в отношениях ЕС-Россия сегодня присутствуют и в руководстве Евросоюза. Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подчеркнула, что Европа будет инвестировать в стабильность в своем ближайшем соседстве: „В течение нескольких прошлых десятилетий Европа осознала важность стабильности соседства — от Украины до средиземноморских берегов, от Западных Балкан до стран (региона) Сахель. Мы изучили, насколько важно больше инвестировать в долгосрочную стабильность и упреждать кризисы. Это та сфера, где Европа может принести реальные изменения“.

К слову, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен также отметилась с критикой санкций США в отношении „Северного потокв-2“. Со своей стороны, вице-канцлер Германии Олаф Шольц назвал американские ограничительные меры „неумными“, а глава комитета бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст заявил, что поддержка Киевом позиции США в отношении газопровода неприемлема. В связи с этим Евросоюз может отказать Украине в помощи. Эрнст отметил, что тем самым украинские власти „торпедируют энергетическую политику“ ЕС. Политик добавил, что Германия может принять ответные меры в случае ввода Соединенными Штатами санкций против „Северного потока-2“.

Да и Ангела Меркель на встрече с Владимиром Путиным в Москве подчеркивала, что газопровод соответствует европейскому законодательству и его нужно довести до конца.

Европа переходит к более прагматичному курсу в отношениях с РФ, поэтому на первый план выходят стратегические вопросы – новая политическая повестка и новая переговорная площадка, где украинские, российские и европейские политики могли бы обсуждать „горящие“ вопросы. Что касается политической повестке, то центре нее – реализация „Минских соглашений“, потому что от судьбы этого документа

Но для того чтобы предложить решение, которое устроит и ЕС, и Россию, нужно обладать стратегическим мышлением. Но это точно не про „зеленых“, потому что к перемене европейской конъюнктуры нынешняя власть во главе с Зеленским просто не готова. Поэтому пустой зал в Давосе во время выступления президента Украины – это не одинокий пример, а приговор, показывающий, что риторика Зеленского и „слуг народа“ в глазах европейцев выглядит неактуальной.

И этим Зеленский напоминает предыдущего президента Порошенко, который еще до ухода со своего поста стал попросту никому не интересен и не нужен.

Единственная подобная инициатива, которая нашла отклик у европейских политиков, потому что предлагает ответ на поставленные задачи – это „Межпарламентский диалог во имя мира“ Виктора Медведчука. На рабочую встречу „Межпарламентского диалога“ в Сенате Франции пришли 40 французских сенаторов и 26 депутатов нижней палаты парламента – Национального собрания.

Медведчук предлагает и путь для реализации „Минских соглашений“ — чтобы парламенты Украины, России, Франции и ФРГ обсудили и консенсусом решили, как выполнить военно-политические, гуманитарные и политические пункты. Кроме того, Межпарламентский диалог» можно использовать и как переговорную площадку для обсуждения широкого круга вопросов, волнующих Европу, Украину и Россию – это и «Северный поток-2», и многое другое.

На протяжении последних ряда лет позиция европейских бизнес-кругов зачастую расходилась с тезисами европейских политиков. Например, Глава австрийской Österreichische Mineralölverwaltung (OMV) Райнер Зеле публично выступает за скорейшее завершение «Северного потока-2», а также нормализацию украино-российских отношений в отрасли энергетики. А сама OMV

В то же время, многие политики ЕС занимали более радикальную позицию, которая ближе к США, чем к европейским бизнес-кругам. Но сейчас мы видим, что позиции бизнеса и политиков – по «Северному потоку-2» и «Минским соглашениям» -постепенно сближаются. Готова ли Украина к такому повороту событий?