Последний месяц был богат на события, и еще более он был богат на эмоции. Причем отнюдь не позитивные. В обществе ощутимо нарастает агрессия. По разным поводам и даже по разным так сказать плоскостям, что делят общество по самым неожиданным направлениям, раскалывают его. И в первую очередь то самое «гражданское общество» которое у нас вроде еще совсем недавно было, и на которое возлагались столь большие надежды. Можно сказать что этот всеобщий раскол и шатание есть происки врага и прочее «разделяй и властвуй», но и это не будет правдой, все еще хуже.

Корнем проблемы есть фрустрация, разочарование. Разочарование от хода реформ, которых все так долго ждали и на которые возлагались надежды, разочарование от отсутствия не только явного прогресса, но и внятных перспектив в развитии страны. Которых таки нету. Мы получили консервацию системы и режим внутренней оккупации что только усилился ввиду внешних угроз. И это таки фрустрация, и она даже сильнее чем после 2004 года. А фрустрация всегда выливается в агрессию. Немотивированную ненаправленную и иррациональную, готовую вылиться по любому практически поводу и на самый неожиданный объект. И тут похоже кто-то играет на упреждение, форсируя эту самую агрессию, возбуждая ее вполне искуственно.

Ну я даже не хочу особо останавливаться тут на роли влады. Хотя здобуткив там невозможно не признать. К двухлетнему юбилею мы подходим не только с отсутствием явного прогресса хоть в какой-нибудь области, но в состоянии полной неопределеннойти и растерянности. Отсутствуют не только результаты но даже и внятные планы, концепции. Более того, отсутствуют даже политические силы что могут их предложить. И даже не кто не могут, то есть в стране политический кризис. Не парламентский там или правительственный, а глобальный кризис самой полиической системы. Отсутствуют даже партии как таковые, не предложены никакие идеологии и отсутствует сам общественный дискурс. В который раз все свелось к какому-то подковерному межклановому противостоянию, где даже непонятно «кто есть кто». И все это аж никак не может вселять ни оптимизма ни уверенности. А ведет к тем самым фрустрациям.

Но отдельной оценки тут заслуживает то самое «гражданское общество» что я его уже упоминал. Оно не выполняет своей функции, но кроме того оно пытается выполнять функции совсем ему чуждые, и даже противоестественные. Оно пытается (кама минимум часть его) выступать в качестве «адвоката власти», вместо того что-бы быть той власти контролером и критиком. И в процессе того адвокатствования — само возбуждает и преумножает упомянутую ненависть, погрязло в хейтерстве и охоте на ведьм. Не зная в том ни меры ни приличий. И это пожалуй самое хреновое в текущей ситуации.

Да, власть плоха, да она представляет из себя по сути режим внутренней оккупации. Но это и 2 года назад было так и 5 лет назад, и там никто ни на что особо не надеялся. Весь смысл мероприятия и был в преодолении того. И в том играло роль немалую именно то самое «гражданское общество». Да, в острой фазе кризиса оно приступило к действиям весьма активным (Майдан), а затем и попыталось подставить плечо государству. Это если вспомнить и всякое волонтерство, и собственно войну. И даже многочисленные общественные инициативы в отношении реформ. Оно было, то «гражданское общество», и оно представляло из себя силу. Оно было способно консолидировать мнение (что собственное, что и «общественное») хоть по каким-то вопросам, и кстати было способно не педалировать расхождения, всякие конфликты и «узкие места». Оно имело выраженные признаки субъектности. Но эти полезные свойства во многом утрачены.

Государство последоватьельно и вполне успешно выдавило «общественность» из большинства «практически интересных» вопросов, начиная с реформ и заканчивая армией, насаживая там привычную «роль государства», бюроратизм и «решал» из числа старых и опытных кадров. Работа была проделана колоссальная, кропотливо и последовательно, но что мы получили в результате? Мы полчили и упомянутый развал реформ с попытками консервации системы, кадров, и даже усугубления их полномочий. Мы получили усиление коррупции. Но главное что мы получили — это развал того самого гражданского общества, что частью фрустрировано, а частью — азартно включилось в «охоту на ведьм», причем по разные стороны баррикад, часть его борется со зрадой, часть — свидетельствует перемогу. Причем без всякого намека на конструктив (с обеих сторон).

Систему то допустим законсервировали, купировали «острый кризис» но что толку? Она и до того была нежизнеспособна, и именно это послужило первопричиной кризиса. И мы имеем все тот-же политический кризис, перманентное падение экономики и неспособность государства к выполнению своих прямых функций. И даже если дать право всякому полицейскому стрелять на улицах кого попало — то это не исправит ситуации. Как и прочее всякое усиление и расширение. Мы это знали еще до того, и с тех пор ничего в лучшую сторону не изменилось. Зато избавив власть от всякой законной критики и общественного контроля под лозунгом «враг не дремлет» мы многократно усугубили деструктивные тенденции. И никого уже не удивляет когда по 20 раз ставятся вопросы на голосование в ВР, или когда проект бюджета вносится «в ночь» в ВР, в последний день. То есть принимается даже не будучи прочитан. Никем, включая не только депутатов но и комитет, и даже ключевых сотрудников тех министерств что его вносили. Никого уже не удивляет кнопкодавство, или то что коалиция регулярно не может собрать голоса за собственные законопроекты.

Ну ладно, я бы понял если-бы это было сознательной попыткой отключить парламентскую демократию как явление, построить диктатуру. По каким-то там резонам, мол «враг у ворот» и вообще «на данном историческом этапе развития». Ну можно было-бы понять и это был бы кстати повод для дискуссии, но этого нету. Это все происходит кулуарно, явочным порядком. Я не могу понять полного отсутствия реформ в судебной сфере, ну кроме попыток повысить личное влияние Президента. И это на фоне того что сама власть регулярно обвиняет суды в саботаже. И мол по этому у нас коррупционеры все на воле (и даже сепаратисты). За 2 года из всего наворованного папередниками в казну не вернулось ничего. Совсем. Зато разграблено Межигорье, Сухолучье и еще какие-то там имения Пшонки. И это никого не беспокоит, и виновников сейчас будут искать снова среди каких-то добробатов и.т.д. Как будто это они у нас высшая судебная власть в стране. Хейтерство, в чистом виде. И что тут делает гражданское общество? Оно рвет на груди тельняшки в защиту полицая Олийныка. Который просто не мог попасть в ряды полиции исходя из самой концепции реформ того учереждения. Очевидное-невероятное называется.

Итого, в сфере защиты гражданских прав и сбобод за эти 2 года не было сделано ничего, а «гражданским обществом» даже меньше чем ничего. Не укрепился у нас ни институт собственности, ни права человека ни прочие там личные права и свободы. И это вы хотите назвать плодами «революции достоинства»? Дела по Майдану успешно развалены, а их явные фигуранты (Олийнык тот же) успешно служат в обновленной полиции. И «гражданское общество» их защищает. От кого? От пьяных наркоманов на БМВ или от государственной-же Генпрокуратуры и судов? Театр абсурда. Какие-то непонятные бобры грызут опоры ЛЭП и блокируют российские фуры, то есть ведут ту самую экономическую войну с оккупантом. С тем самым оккупантом с которым правительство официально подписывает «взаимовыгодные соглашения». И что теперь дальше, будем репрессировать «бобров»? Так каким будем, хотя я глубоко уверен что их действия были впоне согласованы с «властью» и там была та или иная «отмашка». Но все равно из них завтра сделают козлов отпущения и будут сажать, будут возбуждать ту самую ненависть по обе стороны баррикад.

Итого, господа, все не просто плохо, а очень плохо. И главные потери тут понесла не армия, не территория, и не экономика. И даже не право, не политическая система и не институции. Главной жертвой оказалось то самое гражданское общество и «общество вообще», по ним пришелся главный и самый сокрушительный удар. По всему тому что и называется страной. Таков итог двух лет последних. Вот такая вот картина маслом.