Дайте ляха, дайте жида!
Мало мені, мало!
Дайте ляха, дайте крові
Наточить з поганих!
Крові море... мало моря..." (Тарас Шевченко, "Гайдамаки")



Способность поругаться из-за Гонты с Зализняком должна как будто подтверждать тот факт, что украинцы искренне интересуются собственной историей. Последняя волна переименований, вычищение советской символики, спор с поляками из-за Волыни и друг с другом – из-за Бандеры, перманентное переписывание школьных учебников – вроде бы всё это служит дополнительными доказательствами. На самом деле рядовой украинец к истории и прошлому откровенно говоря равнодушен.

А то, что мы тут будем ругаться из-за этих самых гайдамаков, у меня сомнения нет. Итак, о чем здесь идет речь? 21 июня 1768 года восставшие казаки Зализняка и Гонты практически полностью вырезали город Умань, в котором оборонялись поляки-конфедераты, евреи и русины греко-католики.



Это народное восстание, которое впоследствии назвали "Колиивщина" показало насколько может далеко зайти зверство при длительном накапливании национальной, религиозной и социальной несправедливости. Речь Посполитая того времени очень напоминает Украину на протяжении всей ее современной истории. Эта несправедливость была и при Кравчуке, и при Кучме, и при Пасечнике, и при Проффесоре, и при сегодняшних.



После Майдана поменялось много, но в плане социальной справедливости – почти ничего. Если сравнить среднюю пенсию в стране и средний доход президентов-министров-депутатов, то почему-то вспоминается гайдамаччина. Но при более близком рассмотрении "народных героев" их романтический ареол тускнеет.

Если оставить за скобками эффектные картины из поэмы Шевченка, то документы вырисовывают для нас полуграмотных маргиналов (типа, моторол-бабаев-гиви). После того, как в решение "польского вопроса" вписалась одна соседняя страна, на троне оказался ее ставленник Станислав Понятовский. Моторола Зализняк был наемником российского ставленника и занимался последовательной элиминацией "конфедератов" — польской шляхты, не признававшей нового промосковского короля.

Были ли конфедераты кристально моральными людьми? Конечно, нет! Но когда в дело вступает Россия, за ценой, как правило, никто не постоит. А если тут еще и православные попы подключатся, то лучше оттуда бежать куда глаза глядят, ибо православное воинство оно такое… А гайдамаки как раз и были такой прошлой реинкарнацией очередных казачков – борцунов за веру православную.



Мораль – царёвы сатрапы таки сговорились с поляками и всех этих ваших гайдамаков порубили в мелкую капусту, несмотря на то, что они призывали: "Православный царь (или кто там у них был на тот момент)! Введи войска!".



Вполне естественно, что в Украине нет реальной общественной дискуссии по историческим вопросам, потому что для среднестатистического украинца история — это в лучшем случае придаток к большой политике. А этот шум в СМИ создают политики или немногочисленные интеллектуалы, которые дискутируют между собой. Сам же украинец живет в контексте собственного прошлого, поскольку его неоднократно из этого контекста вырывали, а сам контекст подвергался деформациям. В этот период Украина действительно является страной с непредсказуемым прошлым, и поэтому интерес общества к истории является ослабленным и поверхностным.

Именно по этой причине никого не напрягает памятник Гонте и Зализняку в Умани, и статья в украинской Википедии "Уманская резня" называется "Взяття Умані (1768)". И наших националистов не сильно волнует тот факт, что гайдамаки эти на самом деле топили за нового польского короля – ставленника России – Станислава Понятовского, а не за Украину. И вырезали они под ноль не только поляков с евреями, но и русинов-грекокатоликов под эгидой борьбы "за веру православную". Но это вряд ли кому-то интересно, ибо как же мы будем без очередного мифа?

И в свете этого теряет смысл спора, как правильно называть Гонту с Зализняком – террористами, сепаратистами или коллаборантами. А теперешним "гонтам", топящим за "каноническую православную веру", неплохо было бы перечитать подробности пыток этих самых гайдамак.