Специальная олимпиада на тему: «Кто придумал украинский национализм» продолжается уже не первый год. И самыми популярной версией среди наименее адекватных является, конечно, версия Вассермана про австрийский генштаб. Но, что интересно эти самые немцы очень сильно повлияли не только на формирование украинского национализма, но и русского аналога «народовства» — славянофильства.

Славянофильская идея «Особого русского пути», которая считается кровной российской, тоже имеет весьма любопытное происхождение. Она является «цельнотянутой» (т. е. целиком и без изменений заимствованной в отличие от «народовства», переосмысленного благодаря строгому парамасонскому подходу Костомарова и Шевченка в рамках Кирило-Мефодиевского братства).



Подлинные авторы этой идеи — Якоб и Вильгельм Гримм, немецкие сказочники XIX века. Те самые братья Гримм. Это не шутка и не анекдот. Это факт. Дело в том, что славянофильство также как и «народовство» — по существу простая калька с западных теорий «романтического национализма».



В 1765-м «сумрачный германский гений» пером Карла фон Мозера отмахал трактат «О немецком национальном духе». Трактат, по причине корявости написания, не стал бестселлером, но все же привлек внимание. Чуть позже изложенные в нем идеи были талантливо обработаны братьями-сказочниками. Именно в «гриммовской» интерпретации «романтический национализм» года три побудоражил Европу, а затем благополучно забылся.



Несколько лет идея пылилась без всякого применения, пока на нее не набрели ранние украинские масоны второй волны и российские славянофилы. Они восхитились, подхватили ее, плагиатировали и (как у нас водится) без ссылок на «всяких там сказочников» перетащили на местную почву. Здесь ее основательно пропитали пафосом, кровью поколений и козаками с гайдамаками. А с «весны народов» — это уже была вполне себе сформировавшаяся концепция, которая вытеснила русинское москвофильство. При этом реверансы в сторону Москвы делались регулярно. Чтобы в этом убедиться достаточно зайти во Львове в Успенскую церковь.



В России эта концепция была обильно украшена крестами, «духовностью» и «чувством врага вокруг». Царская госмашина удовлетворенно дала отмашку — и творение братьев Гримм стало основой национальной идеологии России. До того момента русские и не подозревали, что они какие-то «особенные» и что их мировая миссия заключается в массовом взаимоистреблении во имя идеалов разной степени пещерности.



В Украине в это время этот самый национализм развивался по вполне себе европейским лекалам без особого мракобесия с черносотничеством.

К чему я все это клоню? В основе любого модернового национализма лежит, таки, единый национальный язык (всякие немцы с чехами-венграми соврать не дадут). Не обошло это и нас. И периодические псевдолингвистические минискандалы с большим резонансом это доказывают. Ведь если посмотреть на ленту новостей про Украину любого кремлевского ресурса, то киевский быт состоит из погромов русскоязычных кафешек и геноцида русскоязычных продавцов.



Ради справедливости, частная лавочка — это не собес и может придумать себе любую языковую политику, но вменяемый предприниматель всегда будет подстраиваться под клиента и натаскивать на это обслуживающий персонал, что я наблюдаю уже не первый год. Эта языковая история в контексте Киева от начала до конца надуманная (и выглядит не очень правдоподобной). А подобные упоротые граждане (не будем показывать пальцем) ставят палки в колеса тем, кто украинизацию хочет сделать цивилизованной.