11d4f81-22-rada-tserkov.jpg

Неделька обещает быть горячей. После того, как с энтузиазмом реализовали идейку с вконтактиками-яндексами-одноклассниками, у меня появился здоровый интерес к деятельности наших законодателей, ибо это болото способно на неординарный поступок. Следующими обещают быть эти самые гундяевцы.

Вряд ли у кого-то из читателей этих строк имеется больше причин ненавидеть московскую церковь, чем у меня. Я искренне уверен, что место этим мракобесам в «озере огненном, горящем огнем и серою» (не только им, но меньше с этим…). Но речь тут о другом. Начну с маленького отступления.

Кто начинал заниматься аквариумистикой, то прекрасно знает таких замечательных рыбок, как гуппи. Они очень неприхотливы, живучи, плодовиты и живородящи. Поэтому дешевы и популярны. Но даже среди этих рыбок имеются весьма дорогие породы, к которым относится, например, московская вуалевая.

Именно такой – плодовитой и живородящей, но при этом совсем не дешевой (для государства) является и московская церковь в Украине. Чтобы понять ее планы в отношении нашей страны (а ее эта церква не без некоторых оснований считает своей канонической территорией), достаточно посмотреть на количество новых церквей в новостройках и их конфессиональную принадлежность. Другими словами, московский патриархат здесь всерьез и надолго и того фэйла, который у него случился на Западной Украине он уже не допустит.

Да и ситуация там была совершенно другая. В 1946 году после ликвидации УГКЦ все ее имущество было захвачено Русской православной церковью и таким образом Львовская епархия РПЦ стала самой большой и доходной. Этому способствовали миллионы религиозных галичан, которые хоть и с дулей в кармане, но до церкви шли и жертвовали щедро в силу традиционной зажиточности. Но московские попы рано радовались, т.к. греко-католическая церква продолжала функционировать и в диаспоре, и в подполье. Поэтому при первой возможности украденное было возвращено, а московские попы или перекрасились в киевских или пинками были отправлены куда восточнее. Но тут имеется один существенный фактор – все это происходило в конце 80-х, т.е. от времени захвата прошло чуть более сорока лет. Так что в ту самую церкву бывало возвращался тот самый ксьондз, который служил в ней после войны и большая часть тех же самых парафиян была крещена подпольными ксьондзами. В результате возврата имущества были, конечно, и драки уровня стенка на стенку с участием православных монахов и ментов, но, в принципе, утряслось все довольно быстро, хотя выглядело всё, как правило, некрасиво.

В результате московской церкви пришлось утереться и подсчитывать убытки. Но несмотря на это даже сегодня в том самом Львове успешно функционируют, как минимум, три больших прихода УПЦ МП. Все они, как правило, переполнены не только по праздникам, но и по обычным выходным. Если учесть, что даже не очень многочисленная русская община особой религиозностью не отличается (в силу происхождения – из военных, партийных или технической интеллигенции), то подавляющее большинство там – это местные украинцы. Что же их мотивирует?

Стоит учитывать, что многие православные – это православные убежденные, для которых не все равно в какую церковь ходить в униатскую или православную. Более того, многие православные отдают себе отчет о каноническом статусе УПЦ Киевского патриархата. Короче говоря, каноническое православие не признает обрядов, которые совершаются священниками УПЦ КП, (проще говоря относятся к ним, как к православным сектантам) и немало прихожан знает это. Поэтому – зачем платить за сомнительную услугу? Это – религиозная сторона вопроса. Но существует и статистический парадокс.

По количеству приходов (эта цифра легко проверяема) уверенно лидирует УПЦ МП (с 12 700 приходами) против 4 900 (УПЦ КП). При этом опросы населения (а по-другому оценить нельзя – так как списков прихожан не ведется) показывают, что сторонников киевского патриархата чуть ли не половина. Мне кажется, что это довольно просто объяснить. Во-первых, при опросе на улице многие из сторонники МП запросто назовут КП в целях безопасности (возможно, что им кажется, что не совсем безопасно признавать себя прихожанином церкви московской особенно в последние годы). Во-вторых, есть тот тип прихожан, которые даже не имеют представления о подчинении храма (например, они раз в год туда ходят на Пасху). И по их мнению, раз церква в Киеве – то и патриархат киевский. Но это такое. Лично меня процессы, происходящие внутри УПЦ МП, с точки зрения работы на врага не сильно пугают, так как для попов тут на первом месте, таки, деньги, и если Лаврские попы будут клясться в любви к президенту, то это логично, «ибо нет власти не от Бога!» и им это будет выгодно. Православная церковь создавалась как обслуживающая власть. Тем более, русская православная.

К чему я это все клоню? Один топ-блогер как-то писал:

«Попы московские к чужим не ходят. А раз уж пришли, и не выгонишь – то не считают вас чужими. И если у вас во дворе будка с мокшанскими попами, а в миску возле этой будки регулярно кто-то кладет пожрать – значит, Бог всея Руси, улусов Великого, Малого и Белого, и протчая, и протчая... хан Московский, управдом Кремлевский считает ваш двор своим.»

По-видимому, ситуация с мокшанскими попами не такая однозначная и сами они совсем были бы не прочь поменять погоны ФСБ на СБУ (при сохранении зарплаты – тут и риски меньше и перспективы больше) и потихоньку избавляться от позорной приставки МП (которую вы уже не найдете ни на сайте УПЦ, ни на ихних вывесках). Хотя, как видно, нашим властям хватит дури таки усугубить.