В новом исследовании Vienna Institute for International Economic Studies (WIIW) предоставлен первый развернутый расчет стоимости конфликта и намечен план восстановления региона.

По оценкам исследования Vienna Institute for International Economic Studies (WIIW), минимальная стоимость реконструкции Донбасса составит 21,7 миллиарда долларов США. Эта сумма включает ущерб, причиненный основным фондам (44%), расходы на человеческие ресурсы (40%) и устранение экологических угроз (16%). Прямой ущерб от военных действий не является наиболее важным фактором расходов в долгосрочной перспективе. 42% стоимости восстановления обусловлены прекращением непрерывности бизнеса и деградацией государственного потенциала, которые накопились за годы бездействия.

Оцениваемая стоимость реконструкции является слишком крупной для покрытия из украинского бюджета. Затраты превышают 40% ежегодного дохода государственного бюджета Украины или 16% ВВП за 2018 год. Учитывая это, авторы рекомендуют разные источники финансирования, в частности, компенсации по судебным решениям и контрибуции со стороны России. Однако займы на международных рынках капитала представляются наиболее доступным вариантом при условии, если финансовые рынки стабилизируются.

Хотя, по оценкам исследования всемирная рецессия, вызванная COVID-19, приведет к повышению стоимости реконструкции, в нем также освещаются потенциальные позитивные моменты процесса мирного урегулирования. Под грузом экономического кризиса, связанного с COVID-19, падения цен на углеводороды, усиливающиеся международные санкции, издержки конфликта и поддержка непризнанных государств для российской элиты будут только возрастать. Таким образом, длительная рецессия, в которую погружается Россия, увеличит шансы на изменения внешнеполитической позиции Кремля в ближайшие годы.

В этой связи исследование wiiw предлагает план реконструкции Донбасса в послевоенный период. Во-первых, украинское государство должно обеспечить личную безопасность для местного населения путем разминирования региона и устранения экологических угроз. Это даст мгновенный результат и будет способствовать позитивному отношению к мирному процессу.

Во-вторых, правительству Украины следует принять меры по устранению причин текущего гуманитарного кризиса. Это будет требовать значительных государственных инвестиций в восстановление критически важной инфраструктуры и широкомасштабную программу возвращения перемещенного населения, которое необходимо поддержать программой прямой денежной помощи.

В-третьих, Украине необходимо заложить надежный фундамент для устойчивого долговременного экономического роста в регионе. Четкие правила урегулирования имущественных споров в послевоенный период и льготные условия инвестиций будут являться важными факторами стимулирования внутренних и иностранных инвестиций.

В конечном итоге, украинское правительство должно обеспечить устойчивость послевоенного устройства путем достижения легитимности власти. Необходимо поддерживать административный потенциал и политическое участие в ныне неподконтрольнных, оккупированных районах Донецкой и Луганской областей , чтобы гарантировать местному населению наличие эффективных мирных средств в украинском политическом процессе для удовлетворения местных экономических и политических потребностей.

При том, что координировать программу реконструкции должны власти Украины, с привлечением независимого международного аудита, тем самым обеспечивая необходимый уровень ответственности и контроля за распределением финансовых ресурсов.