Украинские авиационные группы особого назначения

23 июня 1941 года СНК СССР утвердил «Положение о Главном управлении гражданского воздушного флота на военное время». На его основании был приведен в действие мобилизационный план. В оперативном отношении гражданский воздушный флот подчинили Наркомату обороны, хотя многие функции, присущие отрасли, сохранились за Главным управлением ГВФ. Для помощи Красной Армии и участия во фронтовых операциях были сформированы 6 авиационных групп особого назначения (АГОН) ГВФ. В авиагруппы особого назначения были выделены лучшие экипажи из состава управлений ГВФ. Две таких АГОН были на территории Украины.

Подразделения Киевской АГОН помогли войскам в районе Луцка и Ровно, где развернулось самое крупное в начальный период войны сражение. Летчики ГВФ в течение нескольких дней доставили войскам Юго-Западного фронта 34 т запасных частей для танков, 7,3 т боеприпасов, 7,2 т медикаментов, 151,2 т других грузов. Киевская авиагруппы насчитывала 131 самолет (4 ПС-84, 2 Г-2, 12 П-5 и ПР-5, 110 связных и санитарных бипланов на основе У-2 и 3 машины других типов).

В первые дни войны летчики получили задание провести ночные полеты в тыл врага для разбрасыва­ния листовок. Опыта таких полетов не было, трени­ровки проходили под непрерывными бомбежками, когда Броварский аэропорт Киева уже лежал в раз­валинах, а летное поле изрыто воронками. Чтобы приспособить пассажирские самолеты для дальних беспосадочных полетов, на них установили дополнительные топливные баки. Первые полеты в тыл врага на транспортных самолетах успешно вы­полнили экипажи гражданской авиации Украины под командованием И. Вервейко и Б. Ризы. Мастерство в сочетании с верностью воинскому долгу в первые месяцы войны при обороне Киева проявили летчики Н. Маркин, П. Збыковский, А. Капуло и В. Черняков.

Одновременно с Киевской авиагруппой ГВФ в боевую работу включилась и Юго-Западная авиагруппа ГВФ особого назначения (ЮЗАГОН) – командир С.И. Брюмер, имевшая в своем составе транспортную, связную и две санитарные эскадрильи. Авиагруппа только за июнь-июль 1941 года по заданию ВВС Южного фронта доставила частям Красной Армии 110 т боеприпасов, эвакуировала 740 тяжелораненых, выполнила сотни разведывательных и связных полетов. Когда в августе 1941 года войскам вермахта вышли к Днепру на участке от Кременчуга до Херсона, в тылу немцев осталась сражающаяся Одесса. Для обеспечения оборонявших ее войск воздушной связью и разведданными из состава Юго-Западной особой авиагруппы ГВФ был выделен специальный отряд самолетов У-2 под командованием ветерана Аэрофлота В. Седляревича.

Летчики ГВФ, базируясь в Одессе, в тесном контакте с ВВС ежедневно вылетали к линии фронта и доставляли командирам на поле боя оперативные распоряжения и приказы командования оборонительного района. После 70-дневной героической обороны Одессы, в середине октября 1941 года ее защитники были организованно эвакуированы. На другой участок фронта перебазировался и авиаотряд ГВФ, где соединился со своей группой. За мужество и стойкость при защите Одессы авиаотряд В.Седляревича, единственный среди авиаподразделений ГВФ, награжден медалью «За оборону Одессы».

К концу июня 1941 года был сфор­мирован и особый авиаотряд по обслуживанию Черномор­ского флота.

До конца 1941 года летчики ГВФ, обслуживающие фронт, выполняли разнообразные задания командо­вания по перевозке вооружения, боеприпасов, го­рючего, осуществляли разведку, доставляли прика­зы и донесения, эвакуировали раненых. Несколько позже транспортная авиация ГВФ оказала незамени­мую услугу в поддержке постоянной связи с парти­занскими отрядами в тылу врага, доставляла им бое­припасы, оружие, продовольствие, медикаменты, свежую прессу.

В ноябре 1942 года в ГВФ аналогично с ВВС вводится полковая система: АГОН были переведены в отдельные авиа­полки. Киевская группа получила наименование 7-й отдельный полк ГВФ (с мая 1943 года – 87-й отдельный гвардейский авиационный Сталинградский полк ГВФ), а Юго-Западная группа – 9-й отдельный полк ГВФ (с ноября 1944 года ­– 69-й отдельный авиационный Ломжинский ордена Кутузова 3-й степени полк ГВФ). Черноморский АГОН переименован в 1-ю отдельную авиаэскадрилью ГВФ.

Авиационные части ГВФ в боях за Украину

Осенью 1943 года была произведена Днепровская воздушно-десантная операция советских войск, в осуществлении которой непосредственное участие принимали части ГВФ. По замыслу командования для обеспечения форсирования Днепра сухопутными войсками предусматривалось выбросить на правый берег реки сильный воздушный десант (две воздушно-десантные бригады, численностью до 10 тыс. человек).

Днепровская операция была очень ответственная, опасная и скоротечная. Выполняя приказ Родины, летели буквально в огонь и пламень. Самолеты вылетали с интервалом 3-5 минут, с 20-30 десантниками на борту. Несмотря на интенсивный заградительный огонь зенитных установок противника и налеты его истребителей, строго выдерживали боевой курс. Ответственное задание командования было выполнено, но обратно вернулись не все, авиагруппа ГВФ недосчиталась многих своих отважных летчиков. Не случайно события тех дней являются незабываемой частью истории 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ.

В начавшейся в 1944 году зимней кампании освобождения Правобережной Украины были привлечены войска четырех Украинских фронтов и авиация 4-х воздушных армий, силы авиации дальнего действия и части гражданской авиации, насчитывающие 300 самолетов.

18-ый отдельный авиаполк ГВФ включился в боевую работу под Кировоградом, 87-й полк ГВФ помогал сухопутным войскам и частям ВВС при ликвидации Левобережного плацдарма немцев и форсировании Днепра. Самолетами полка перебазировались авиационные корпуса 8-й воздушной армии со всем наземным имуществом, обеспечивался боеприпасами и продовольствием десант, захвативший плацдарм, насквозь простреливаемый противником, вывозились раненые. Группа из 4-9 самолетов в течение 12 дней перевезла 96 т различных грузов и боеприпасов частям 5-й ударной армии, вывезла более 2 тыс. раненых, совершив 330 боевых вылетов в районе Золотой Балки.

14-й отдельный авиаполк ГВФ в этот же период забрасывал в тыл противника диверсионные группы в районе Кривого Рога. При проливном дожде и снегопаде, обстреле истребителями и артиллерией противника доставлял боеприпасы и продовольствие для 8-й гвардейской армии, потеряв в этих вылетах 6 самолетов.

Ранняя весна с беспрерывными дождями превратили район боев в непролазную трясину. Разрушенные железные дороги лишили войска 2-го Украинского фронта наземных путей снабжения. Наступление задерживалось и тогда на помощь вызвали транспортную авиацию. В течение нескольких суток до 300 самолетов ГВФ и дальней авиации дальнего действия доставляли войскам все необходимое для борьбы с врагом. Наступление войск было продолжено. 14-му отдельному авиаполку ГВФ за активное участие в боях было присвоено почетное наименование «Криворожский».

«Тихоходы» ГВФ нанесли по фашистам серию ударов с воздуха, обеспечив прорыв конно-механизированной группы генерал-лейтенанта И.А.Плиева в тыл врага.

1-й авиаполк дивизии ГВФ под командованием подполковника К.А. Бухарова при ожесточенных воздушных боях совершил 1446 боевых вылетов при наступлении войск 3-го Украинского фронта на Херсон и Одессу. Взаимодействуя с танковыми и кавалерийскими рейдами, полк доставил более 1 тыс. грузов и 6 тыс. военнослужащих. К сожалению, не обошлось без жертв, два самолета Ли-2 были сожжены истребителями противника в воздухе, семь человек убиты. За четкое выполнение заданий командиры кораблей удостоены наград Родины, полку было присвоено почетное наименование «Херсонский».

Многие части ГВФ приняли участие в крупнейшей в истории Великой Отечественной войны операции 1-го и 2-го Украинских фронтов по уничтожению Корсунь-Шевченковской группировки противника. С размокшего Житомирского аэродрома непрерывно взлетало до 20 самолетов Ли-2 1-й авиационной транспортной дивизии. Без перерывов перевозил горючее и боеприпасы танковым частям генералов П.А. Ротмистрова и И.Ф. Кириченко 18-й отдельный полк ГВФ, совершив 4368 вылетов. Он обеспечивал связь наступавших войск с отстающими колоннами. По завершении операции он получил почетное наименование «Уманский».

При наступлении наших войск в направлении Нового Буга транспортная авиация совершила около 5 тыс. вылетов и перевезла 670 т горючего, боеприпасов и более 6 тыс. новобранцев и раненых. Наступление советских войск продолжалось около 4 месяцев и завершилось разгромом всего южного крыла фашистской группировки на участке 1400 км.

В боях за Крым в 1944 году отличились экипажи отдельной авиационной дивизии и 1-й отдельной авиаэскадрильи ГВФ. Самолеты авиадивизии связи летали из Москвы в штабы Украинского фронта и отдельной Приморской армии. Они совершили около 900 вылетов, доставили 52 т фельдпочты и других грузов, 475 фельдегерей и офицеров связи. Дивизия была награждена орденом Красного Знамени. 1-я отдельная авиаэскадрилья ГВФ в самый напряженный период наступления советских войск и Черноморского флота осуществила доставку оружия в Крым с Таманского полуострова на помощь нашему десанту, вела разведку и поддерживала связь с передовыми частями войск и партизанами.

При освобождении Севастополя – последнего очага сопротивления немцев в Крыму – смелостью и отвагой отличились летчики 87-го отдельного гвардейского авиаполка. В разгар боевых действий летчик Д.В.Гордиеко на самолете ПО-2 с начальником штаба тыла фронта на борту за один день произвел 21 посадку вблизи дорог и поселков для поиска и перенацеливания следовавших к Севастополю войск. В список частей, освобождавших Крым, официально занесены 87-й отдельный гвардейский и 2-й авиационный полки ГВФ. 2-й авиатранспортный полк 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ удостоился наименования «Севастопольский».

Гражданские пилоты принимали участие и в освобождении Западной Украины, в частности Ровенским авиазвеном командовал лейтенант Борис Бугаев (с 1970 года – министр гражданской авиации СССР). 

В годы Великой Отечественной войны не пре­кращалась деятельность аппарата Украинского управ­ления ГВФ. Одной из первоочередных задач Украинского уп­равления являлось обеспечение работы оператив­ной группы правительства Украинской республики. Первый послевоенный транспортный экипаж возрож­денного украинского Аэрофлота возглавил летчик С. Некрашевич.

Авиаторы также перевозили особо важные грузы, разыскивали железнодорожные эшелоны, доставля­ли в освобожденные районы представителей Совет­ской власти.

После освобождения Харькова в конце октября 1943 года обосно­валось и находилось до освобождения Киева Украин­ское управление ГВФ. Только за 1943 год харьковские авиаторы перевезли более 2,5 тысяч пассажиров, 67 тонн почты, 42 тонны грузов.

Герои Советского Союза из ГВФ

За 1941-45 годы 15 летчиков ГВФ были удостоены звания Героев Советского Союза. Полки, сформированные из отрядов Укра­инского управления ГВФ, принимали участие в Сталинградской битве, в освобождении Харькова, Киева и других городов Украины. В ходе боевых действий 12 летчикам этого управления было присвоено зва­ние Героя Советского Союза. Среди них было и два украинца: Рышков ­­­ Иван Иванович и Таран Григорий Алексеевич.

Рышков ­­­ Иван Иванович (1914-1976) родился в селе Малиновка Чугуевского района Харьковской области. В 1937 году окончил Батайскую авиационную школу ГВФ и работал на линиях гражданской авиации в Узбекистане.

После призыва в Красную армию в 1941 году сначала служил в Московской АГОН. Перевозил детей из Таллина, доставлял продовольствие в осажденный Ленинград, снабжал оружием и боеприпасами партизан. В 1943 году окончил Курсы высшей летной подготовки, стал пилотом, а затем командиром Ли-2.

В 1944 году выполнил важное правительственное задание, доставив в Чехословакию руководителей Словацкого Народного восстания во главе с Густавом Гусаком, впоследствии ставшим руководителем Чехословакии.

К концу 1944 года гвардии старший лейтенант Рышков произвел 358 боевых вылетов в глубокий тыл противника, а в августе ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжал службу в ВВС. С 1961 года подполковник Рышков в запасе. Летал на линиях «Аэрофлота» командиром пассажирских самолетов Ту-104, Ту-114, Ил-62. Заслуженный пилот СССР.

Григорий Алексеевич Таран (1912-1948) родился в деревне Мамаевка (ныне Подгайцы Кропивницкого района Кировоградской области) в крестьянской семье. После окончания в 1933 году Батайской школы пилотов ГВФ работал в ней летчиком-инструктором в Средней Азии. В 1938 году переехал в Новосибирск, где так же работал летчиком-инструктором в аэроклубе, а в 1941 году был призван в Красную армию.

С июля 1941 года находился в составе Московской АГОН, совершив 660 вылетов на фронт и в тыл противника к партизанам. За время службы прошел путь от летчика до командира 3-го авиационного транспортного полка 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ (эта преобразована из Московской АГОН). Он был инициатором полетов на предельно малых высотах, что снижало риск.

В 1943 году эскадрилья, которой командовал Г. Таран, совершила 126 вылетов к партизанам Крыма, доставив 120 тонн продовольствия и вывезя более 600 раненых партизан и детей. Сам Г. Таран был командирован в Великобританию, где провел испытания нового транспортного самолета «Альбемарль» и перегнал его в СССР. После назначения командиром полка Г. Таран совершил 225 вылетов, из них 61 с посадкой в тылу противника.

Звание Героя Советского Союза Г. Тарану было присвоено 5 ноября 1944 года.

В мае 1945 года Г. Таран доставил в Сан-Франциско группу советских дипломатов, которые принимали участие в создании ООН.

В 1946 году после демобилизации Г. Таран стал работал заместителем командира отдельной авиагруппы международных воздушных сообщений МГА СССР. Участвовал в испытаниях новых транспортных самолетов и освоении новых международных маршрутов.

В ноябре 1948 года трагически погиб: случайно застрелился на охоте.