Послевоенное обновление гражданского самолетного парка

Военные действия 1941-44 годов на территории Украины нане­сли украинскому авиационному хозяйству колоссальный ущерб. Аэровокзалы, ангары, службы, объекты связи были превращены в развалины. И, тем не менее, по мере освобождения украинских территорий повсеместно раз­вернулись восстановительные работы. Уже к концу войны полностью возобновили свою деятельность Харьковский, Донецкий, Луганский и Львовский аэропорты, начато строительство нового Киевского аэропорта. Возобновились регулярные воздушная перевозки между Москвой, Киевом, Харьковом, Донецком, Одессой, Львовом, Днепропетровском.

За время войны значение авиации и ее удельный вес в перевозках значительно возрос. Большая часть самолетов Ли-2 военно-транспортной авиации была передана в ГВФ. Благодаря этому к концу 1945 года в Украине действовало 10 воздушных линий союзного и республиканского зна­чения, 17 областных и 51 внутриобластная. Отряды местных воздушных линий создаются в Харькове, Лу­ганске и Херсоне. Довоенный уровень по налету тон­но-километров был превышен на 73 %, а по перевоз­кам пассажиров более чем вдвое. Открылись новые линии в западных областях Украины.

В 1948-50 годах на воздушных магистралях Украины появились новые пассажирские самолеты Ил-12, которые по своим летно-техническим данным находились на высоком и конкурентом уровне. На этих новых машинах в 1951-52 годах были открыты воздушные линии «Киев-Свердловск», «Киев-Николаев», «Одесса-Минеральные Воды», «Одесса-Донецк-Ростов» и др. Впервые открылось регуляр­ное ночное движение самолетов из Киева в Москву, Харьков, Одессу, Львов, Донецк, из Харькова в Мос­кву. Стремительно росли перевозки пассажиров из аэропор­тов республики: в 1951 году они составили 274 тыс. человек, а в 1956 году ­– более 380 тыс.

В довоенный период в Украинской ССР руководство деятельностью предприятий и организаций гражданской авиации осуществляло Украинское управление ГВФ. В связи с усовершенствованием структуры подразделений гражданской авиации в августе 1952 года Украинское управление ГВФ было переименовано на «Украинское территориальное управление гражданского воздушного флота» (УТУ ГВФ).

В управление входили государственные эксплуатационные авиапредприятия как дочерние, которые могли быть: объединенными авиационными отрядами (ОАО), объединенными авиационными эскадрильями (ОАЭ), производственными отрядами, летными отрядами (ЛО), авиационными эскадрильями, авиационными звеньями либо аэропортами. Аэропорты могли быть как структурное подразделение в составе объединенного авиаотряда.

В 1954 году самолетный парк гражданской авиации в Украине пополнился новыми самолетами Ил-14, оборудованными современными радиотехни­ческими средствами, которые обеспечивали значи­тельное повышение безопасности полетов. На местных линиях и в отрядах спецприменения ведущее место прочно и надолго занял многоце­левой самолет Ан-2. В несколько раз, по сравнению с 1950 годом, увеличилось количество аэропортов, при­нимавших и выпускавших самолеты в сложных ме­теорологических условиях. В 1954 году в состав Украинского ТУ ГВФ был включен Симферопольский летный отряд, который был в Закавказском управлении.

Активно начала применяться авиации в сельском хо­зяйстве не только по размерам обрабатываемых пло­щадей, но и по разновидностям. Если в Украине в 1945-46 годах авиация имела 5-6 видов примене­ния, то в 1952-53 годах она насчитывала 25 видов применения.

В ноябре 1958 года впервые открылась регуляр­ная вертолетная пассажирская линия «Симферополь-Ялта», на которой эксплуатировались вертолеты Ми-4. Вертолеты также летали в Судак, Феодосию. Появилась сеть вертолетных линий в Прикарпатье. В последующие годы с помощью вертолетов Ми-2, Ми-8 и Ка-26 в труднодоступных районах Карпат ор­ганизовано постоянное наблюдение за нефте- и газо­проводами.

Гражданская авиация широко использовалась по заявкам ры­боловецкого флота Украины. Летчиками Керченско­го авиарыборазведывательного подразделения регуляр­но выполнялись задания по поиску с воздуха косяков рыб, выявлению их промышленных запасов, направ­лению к ним рыболовецких траулеров.

Быстрыми темпами в послевоенные годы шло развитие аэрофотосъемки, для нужд которой в Киеве создали специализированный аэрофотоотряд. С по­мощью аэросъемок удалось составить утрачен­ные в период Великой Отечественной войны карты закрытых дренажных систем в западных областях Украины.

В сентябре 1959 года на линии украинского Аэрофлота вышел новый стоместный пассажирский самолет Ан-10 с турбовинтовыми двигателями.

Период самого активного развития украинской гражданской авиации

На начало 1960-х годов Украинское территориальное управление ГВФ занимало первое место в Аэрофлоте по количеству и протяженности воздуш­ных линий, перевозке пассажиров. В воздушном пространстве Украины функцио­нировало около 300 трасс, из которых 85 союзных. Эти воздушные  трассы с 1959 года обслуживали самолеты с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями Ту-104, Ан-10, Ил-18, а с 1962 года – Ан-24.

После создания летом 1964 года Министерства ГА (МГА) территориальные управления ГВФ были преобразованы в «управления гражданской авиации» (УГА). На территории Украины было Украинское УГА.

В эти же годы украинские авиаторы начали осваивать дальние трассы, насущная потребность в которых по­явилась в связи с начавшимся освоением удаленных районов Сибири и Дальнего Востока, а также казах­станской целины. За достигнутые результаты в 1966 году Украинское управление было награждено орденом Трудового Красного Знамени и оно стало называться «Украинское ордена Трудового Красного Знамени управление гражданской авиации».

Ниже представлены авиационные предприятия, входящие в Украинское УГА.

Бориспольский ОАО, Борисполь: 208 ЛО – Ту-104А/Б, Ан-10, Ил-28, Ту-134 (1969-1983), Ту-134А (1970-1992); 222 ЛО – Ил-18Б/В/Е/Д, Ту-154А/Б/Б-1/Б-2 (1974-1992), Ту-154М (1991-1992)

Винницкий ОАО, Гавришевка: 94 ЛО – Як-12, Ае-45, Ае-145, Ан-2Р/М, Л-200, Л-410УВП (1990-1992)

Ворошиловградский (Луганский) ОАО, Луганск: 99 ЛО – Як-12, Ае-45, Ае-145, Л-200, Ан-24РВ (1972-1992), Ту-154Б-2 (1988-1992); 371 (с 1988года) ЛО – Ан-2Р/М, Ми-2

Днепропетровский ОАО, Кайдаки, Подгородное: 327 ЛО – Ан-24Б (1967-1980), Як-40 (1970–1992), Ан-26/Б, Як-42Д; 101 ЛО – Ли-2, Як-12, Ан-2, Ил-14П/М (1957–1970)

Донецкий ОАО, Донецк: 89 ЛО – Ли-2, Як-12, Ил-12, Ан-2, Ми-2 (на 1990-1991); 215 ЛО – Ан-10, Ил-18, Ан-24Б (1967–1992), Як-42

Житомирский ОАО, Житомир: 379 ЛО – Ан-2, Ка-26 (1973–1992)

Заводской ОАО, Заводское (Симферополь): 252 ЛО (19 ЛО с 1988 года) ­- Ан-2, Ми-1М/МНХ (1972), Ка-15М, Ка-18, Ми-4, Л-200, Ае-145, Як-12, Ми-2 (1974), Ми-8Т/МТВ-1 (1974)

Запорожский ОАО, Мокрая: 100 ЛО (26 ЛО с 1988 года) – По-2 (по 1959 г.), Ан-2 (1954-1991), Як-12 (1959–1973), Ка-15 и Ка-18 (1959–1974), Ае-45/145 (1960–1964), Як-40 (1971–1992), Ту-134А, Ка-26 (1972–1974), Ми-2 (1989-1991); 391 ЛО – Ан-2, М-15 (1981–1985)

Ивано-Франковский ОАО, Ивано-Франковск: 98 ЛО (417 ЛО с 1981 года) – Ан-2, Ми-2, Ми-8Т

Керченский АО Симферопольского ОАО, Керчь: 370 ЛО – Ан-2, Ли-2, Ил-14ЛЛ (1972–1989), Ае-145, Л-200, Ан-26КПА, Л-410УВП (1981–1992)

Киевский ОАО, Жуляны: 86 ЛО – Ан-10, Ан-24/А/Б/РВ (1962–1992), Ан-26, Ан-30; 92 ЛО (92 АО) – Ан-2 (с 1951 г.), Як-12, Л-200 (на 1960 год), Ка-26 (1973–1992), Ан-30; 377 ЛО – Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40C2

Кировоградский ОАО, Хмельное: 95 ЛО – По-2 (до 1959 г.), Супер Аеро-45 (до 1973 года), Ка-15 (до 1973 года), Як-12 (до 1972 года), Ан-2 (1962-1975), Як-40 (1972–1992); 372 ЛО – Ан-2 (1975–1992)

Львовский ОАО, Скнилов: 88 ЛО (88 АО) – Ан-2 (на 1963 г.), Як-12, Ае-145, Ми-1 (1961-1964), Ан-10, Ил-18, Ан-24Б (1964–1992), Ми-2, Як-42/Д (1985–1992), М-15; 268 ЛО (Ужгород) – Ан-2 (на 1964 г.), Ми-1Т/М/МХ/МНХ/МНС, Ми-2 (в 1981 г. на базе отряда создан Ужгородский ОАО)

Николаевский ОАО, Баловное: 93 ЛО – Як-12, Ан-2 (на 1980 г.), Ми-1Т, Ка-15, Ка-18, Ае-145, Ка-26 (1971–1992)

1-й Одесский ОАО, Центральный: 90 ЛО – Ли-2, Як-12, Ил-12П, Ту-104А/Б, Ан-2, Ту-154А/Б/Б-1/Б-2 (1980-1992), Ту-154М (1991-1992), Як-40 (1969–1992), Л-410УВП/УВП-Э (1989–1992); 376 ЛО – Як-40

2-й Одесский ОАО, Застава: 177 ЛО – Ан-2, Ми-1Т/КОР/М/М1/МГ/МНХ/МУ, Ми-2, Ка-26 (1974–1992)

Полтавский ОАО, Супруновка: 102 ЛО – По-2, Як-12, Ан-2 (1987-1991), Ка-15

Ровенский ОАО, Ровно: 91 ЛО – Як-12, Ми-1М, Ан-2ТП, Ми-2, Л-410УВП/УВП-Э (1982–1992)

Симферопольский ОАО, Центральный: 84 ЛО – Ил-12П, Ка-15 (на 1959 г.), Ми-4, Ан-24Б/РВ (1970–1992), Ми-8Т; 370 ЛО – Ил-14П/М (1977–1978)

Сумский ОАО, Сумы: 322 ЛО – По-2, Як-12, Ан-2, Ми-1МНХ, Ми-2, М-15

Ужгородский ОАО, Ужгород: 268 ЛО – Ан-2, Ми-1М, Ми-2

Харьковский ОАО, Основа: 87 ЛО (10 ЛО – с 1988 года) – Ли-2, Як-12, Ил-12, Ан-10, Ан-2, Ту-134 (1973-1985), Ту-134А (1973-1992), Ан-12Б (1963-1977), Ан-24Б (1972–1979), Ан-26/Б; 267 ЛО – Ан-2 (1968–1992)

Херсонский ОАО, Гусаковка: 97 ЛО – По-2 (на 1953 г.), Як-12, Ан-2, Ка-15, Ка-18, Ае-45, Л-200, Ка-26 (1969–1981); 421 ЛО – Ка-26 (1981–1992)

Хмельницкий ОАО, Рузичная: 373 ЛО – Як-12, Ан-2ТП, Ми-1М/МНХ (на 1972 год), Ми-2, Л-410УВП (1989–1992)

Черкасский ОАО, Черкассы: 96 ЛО – Як-12, Ан-2, Л-410УВП (1983–1992)

Черниговский ОАО, Шестовица: 225 ЛО – Як-12, Ан-2, Ае-45, Ми-2

Черновицкий ОАО, Черновцы: 98 ЛО – Як-12, Ан-2, Ми-1М, Ае-45, Ае-145, Л-200, Ми-2 (1972–1992), Л-410УВП (1981–1992)

В 1990 году в Украине работали около 300 аэропортов и аэродромов. Безусловно, они были разными: от таких аэровокзалов, как Харьковский или киевские «Жуляны» и «Борисполь», и заканчивая крошечными аэродромами, где на грунтовку садились Ан-2 и вертолеты. Например, в Сумской области это были аэродромы Глухов, Конотоп, Середина Буда и Шостка, а Кировоградской – Гайворон, Голованевск, Ольшанка, Новоархангельск, Ульяновка и др. Хотя некоторые из них превратились в провинциальные аэропорты, например, Северодонецкий (эксплуатируется с 1968 года), Мариупольский (с 1964 года), Бердянский (с 1964 года), и приобрели вид современных небольших аэровокзалов с бетонной ВПП.

В 1990 году аэропорты УССР обслужили 16 млн пассажиров, из которых 180 тыс. посетили «социалистическое зарубежье» (Болгария, Югославия, Польша, Венгрия, Румыния), 9 млн летали в города других советских республик, и 5,8 млн совершили путешествие внутри Украины. При этом каждые пять лет наблюдался неуклонный рост пассажиропотока украинских аэропортов (табл. 17.2).

Самыми популярными внутриреспубликанскими рейсами в советское время были «крымские». Например, в 1990 году аэропорт Симферополя принял 1,5 млн пассажиров из Харькова, Киева, Львова и других украинских городов (при общем пассажиропотоке 5,2 млн). В среднем авиабилет обходился около 20 рублей, а для детей и студентов устанавливались скидки. Дешевизна билетов делала популярными и другие местные авиамаршруты Украинской ССР. Самыми дорогими были полеты из Харькова до Ивано-Франковска и из Львова до Донецка (25-27 рублей). Например, билет в Москву из Киева и Кировограда стоил 24 рубля, а из Кировограда в Минеральные Воды 25 рублей. Стоимость полетов в пределах области на Ан-2 составляла 5-6 рублей, а, например, из Днепропетровска в Запорожье – 3 рубля. Средняя зарплата в 1985 году – 190 рублей, а в 1990 году – 200 рублей.

В 1980-90 годы из аэропортов Украины ежедневно выполнялось по 80-100 рейсов. Например, в летний период, из Днепропетровска только в Киев в 1985 году выполнялось 7 рейсов (стоимость билета 14 рублей), а из Кировограда в Киев в 1990 году – 8 рейсов (стоимость билета 11 рублей).