Крах «Аэрофлота» и ее наследника         

Хотя в 1990 году «Аэрофлот» был в Книге рекордов Гиннесса (он перевозил 139 млн человек), после распада Советского Союза авиакомпания «Аэрофлот» тоже распалась. В независимых государствах стали создаваться национальные авиакомпании, одной из которых стала авиакомпания «Авиалинии Украины». В ее авиапарк вошли советские самолеты, среди которых было достаточное количество современных для того времени (начало 1990-х годов) воздушных судов, в том числе способных осуществлять трансатлантические перелеты (табл. 1).

Табл. 1. Самолетный парк авиакомпании «Авиалинии Украины» в начале 1990-х годов

Тип самолета Общее количество

Ан-12

3

Ан-24

64

Ан-26

12

 Ан-30

9

Ан-32

10

Ан-124

2

Boeing 737-200

2

Boeing 737-400

1

Boeing 737-400

2

Ил-18

2

Ил-62

10

Ил-76

13

L-410 Turbolet

42

Ту-134

32

Ту-154

39

Як-40

36

Як-42

28

Всего

307

В конце 2002 года авиакомпания «Авиалинии Украины» была признана банкротом. Из года в год, по различным причинам, количество используемых этой авиакомпанией самолетов уменьшалось. И перед своим банкротством в ее составе оказалось всего 3 самолета Ту-134 и один – Ту-154. Для ее спасения были попытки присоединить ее к компании «Аэросвит» или МАУ ("Международные авиалинии Украины"). Но все это не дало никаких результатов, полеты были официально приостановлены, а летом 2004 года авиакомпания была окончательно лишена лицензии. Так умер украинский "Аэрофлот".

Важно заметить, что до 1996 года авиакомпания "Авиалинии Украины" была фактическим перевозчиком руководства страны. С 1997 года для правительственных авиаперевозок и перевозки официальных делегаций было создано отдельное государственное предприятие, куда поступили воздушные суда "Авиалиний Украины". Это предприятие находится в ведении Государственного управления делами и финансируется из государственного бюджета.

Изначально использовались только самолеты советского производства Ил-62, Ту-134, Як-40. В 2014 году их использование было окончательно прекращено. Самолет Ту-134 был передан в Государственный музей авиации Украины имени О.К. Антонова (авиационный музей в Жулянах – http://aviamuseum.com.ua). Также планировалось передать туда один из президентских самолетов Ил-62, но по состоянию на 2019 год оба борта этого типа по-прежнему находились на хранении в Борисполе. В 2019 году в правительственный авиапарк входило 3 воздушных суда (Airbus A319CJ, Ан-74ТК-300, Ан-148-100) и один вертолет Ми-8МТВ-1.

Второй большой украинский авиационный банкрот

В 1994 году было зарегистрировано закрытое акционерное общество "Аэросвит", и вскоре были запущены регулярные рейсы из Киева в Афины и Тель-Авив, а затем ­– регулярные рейсы в Грецию и на Кипр. В том же году был взят в операционный лизинг американский пассажирский самолет Boeing 737-200. За следующие два года были запущены регулярные рейсы из Киева в Алматы, Ашхабад и Ригу, Екатеринбург, Харьков, Львов и Симферополь. В 1997 году "Аэросвит" стал членом Клиринговой палаты ИАТА и приобрел свой первый самолет Boeing 737-200 (до этого у него был только лизинговый самолет). В 1999 году "Аэросвит" приобрел еще один самолет Boeing 737-200 и запустил регулярные рейсы в Будапешт, Софию и Стамбул.

В 2000 году флот "Аэросвита" пополнили два самолета Boeing 737-300. Были запущены регулярные рейсы в Прагу и Варшаву, и "Аэросвит" вышел на первое место среди украинских авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров. В 2002 году авиакомпания купила три самолета Boeing 737-500 и запустила рейсы в Бангкок на первом в Украине дальнемагистральном авиалайнере Boeing 767-300ER.

В 2003 году "Аэросвит" запустил первый трансатлантический рейс на Boeing 767 в Нью-Йорк, а затем и в Торонто и Дели.

В 2005 году количество среднемагистральных воздушных судов Boeing 737 во флоте компании увеличилось до десяти. К 2006 году "Аэросвит" перевез 6 миллионов пассажиров.

В 2007 году количество пунктов назначения с Украины в США (через Нью-Йорк в сотрудничестве с авиакомпанией Delta Air Lines) возросло до ста. "Аэросвит" и "Донбассаэро" по инициативе их совместного акционера группы "Приват" создали стратегический альянс "Украинская авиационная группа". К флоту был добавлен третий далекомагистральный лайнер Boeing 767 и двенадцатый среднемагистральный самолет Boeing 737. В 2007 году был подписал контракт с Boeing на поставку еще 14 самолетов Boeing 737-800 Next Generation, начиная с 2012 года.

В начале 2008 года у авиакомпании появился Ан-148, а сертификат IOSA продлен до октября 2011 года. В 2010 году авиакомпания добавила в свой флот второй самолет Ан-148 и запустила внутренние новые рейсы, "Днеправиа" вошла в состав группы "Приват" и присоединилась к "Украинской авиационной группе". На начало 2012 года "Украинская авиационная группа" обеспечивала почти треть рейсов за границы Украины и до 70 % авиаперевозок внутри страны.

Но с того же 2012 года начались задержки и переносы авиарейсов "Аэросвита", а концу года ряд аэропортов мира прекратил обслуживание рейсов "Аэросвита" из-за невыполнения авиакомпанией обязательств по оплате счетов. В 2013 году "Аэросвит" уступил свои рейсы конкуренту – МАУ, оставшись маркетинговым партнером. В начале января 2013 года базовый аэропорт "Аэросвита" – Борисполь – прекратил обслуживать рейсы авиакомпании. И с марта 2013 года авиакомпания "Аэросвит" полностью прекратила операционную деятельность. Флот авиакомпании состоял из 18 самолетов Boeing, а на некоторых рейсах использовались A320 и Embraer 145.

Действующие авиакомпании гражданской авиации

Характерная черта гражданской авиации (ГА) Украины после 2000 года заключалась в том, что образовалось множество компаний. За первые 10 лет их появилось аж 174. Понятно, что выжить в такой конкурентной среде было очень сложно, поэтому к 2010 году их осталось 93, а в 2020 году еще меньше  не только по числу компаний, но и по парку авиатехники (по данным реестра Государственной авиационной службы https://avia.gov.ua):

Aerostar, Киев Борисполь, Киев Жуляны - 1 Beechcraft King Air 350, 1 Cessna Citation, 1 Cessna Citation Mustang, 1 Falcon 2000 EX, 1 Dornier 328 Jet

Air Urga, Киев Жуляны, Кропивницкий — 1 Cessna 172, 7 Saab 340, 2 Ан-26, 6 Ан-26-100 

Anda Air, Киев Жуляны — 1 Airbus A319, 1 McDonnell Douglas MD-82, 2 McDonnell Douglas MD-83 

Atlasjet Ukraine, Львов - 2 Airbus A320  

Aviatrans K, Киев Жуляны - 2 Airbus A320, 3 McDonnell Douglas MD-83, Avro 146

Bravo Airways, Киев Жуляны - 1 Boeing 737-300, 2 Boeing 737-500, 2 McDonnell Douglas MD-80

Bukovyna Airlines, Черновцы - 2 McDonnell Douglas MD-82

FANair, Киев Борисполь- 2 Airbus A320

Jonika, Киев Жуляны - 1 Boeing 737-300, 1 Boeing 737-400

Khors Aircompany, Киев Борисполь, Киев Жуляны - 3 Airbus A321, 2 Boeing 737-300, 2 Boeing 737-500

Мотор Сич, Запорожье - 3 Ан-24, Ан-74, 1 Ан-140, 2 Як-40

МАУ, Киев Борисполь, Одесса, Львов - 3 Boeing 737 Classic, 30 Boeing 737 Next Generation, 5 Embraer 190, 44 Boeing 767-300ER, 3 Boeing 777-200ER

SkyUp, Киев Борисполь, Харьков - 1 Boeing 737-700, 2 Boeing 737-800

UM Air, Киев Борисполь - 1 McDonnell Douglas MD-80

Vega Air Company, Киев Жуляны — Як-40

Windrose, Киев Борисполь - 1 Airbus A320, 4 Airbus A321, 7 Embraer ERJ-145

YanAir, Киев Жуляны - 1 Airbus A320, 1 Airbus A321, 1 Boeing 737-300, 1 Boeing 737-400

Kharkiv Airlines, Харьков, Киев - Boeing 737-800NG, Boeing 767-300ER

Azur Air, Киев Борисполь - 3 Boeing 737-300,  3 Boeing 767-300ER

Antonov Airlines, Гостомель Киев — 1 Ан-12, 1 Ан-22, 1 Ан-26, 1 Ан-28 , 1 Ан-70 , 1 Ан-74 , 7 Ан-124-100, 1 Ан-225, 1 Ан-140, 3 Ан-148, 1 Ан-158, 1 Ан-178

Перспективы развития украинских аэропортов

Фактически из 50 постоянно действующих по состоянию на 1991 год аэропортов, связывавших Украину с миром, на сегодняшний день есть около 20 аэропортов, из которых 2/3 нуждаются в реконструкции и существенном переоснащении.  Два аэропорта разрушены – в Донецке и Луганске. Из всех аэропортов Украины половина из них находятся в муниципальной собственности, 15 – в государственной и 35% – в смешанной.

Украинские аэропорты, согласно данным Международного совета аэропортов, являются одними из наиболее быстро растущих. Прирост их пассажиропотока за 2017-2018 годы составляет более 30%. Прежде всего, за счет транзитных пассажиров, наибольшую долю которых генерирует аэропорт "Борисполь" (табл. 2).

Таблица 2. Пассажиропоток крупнейших украинских аэропортов

Пассажиропоток аэропортов, тыс. чел 2005 2009 2012 2015 2019
Международный аэропорт "Борисполь" 3930,4

5793,5

8478,0 7277,1 15260,3
Международный аэропорт "Киев-Жуляны" им. Игоря Сикорского

н/д

12,08 861,9 944,3 2627,9

Международный аэропорт "Одесса

343

651 907,6 949,1 1694
Международный аэропорт "Львов" им. Даниила Галицкого

110

452,3 576 570,57 2217,6
Международный аэропорт "Харьков"

140,5

196,4 501,5 373,6 1340
Международный аэропорт "Донецк" им. Сергея Прокофьева

н/д

488,1 1000 н/д н/д
Международный аэропорт "Днепропетровск"

н/д

н/д 444,15 346 338,89
"Международный аэропорт Запорожье"

90,23

33,96 56,79 128,1 434
Всего в Украине 6450 8890 14107 10700 24340

Чтобы успевать за постоянным увеличением пассажиропотока, украинским аэропортам нужна периодическая глубокая модернизация. Следует отметить, что в Украине существует утвержденная в 2016 году "Государственная целевая программа развития аэропортов на период до 2023 года", предусматривающая финансирование развития аэропортов на протяжении этого времени в размере 8,7 млрд грн.