Завершившееся 25 октября 2020 года голосование на местных выборах в Украине и последующий подсчет результатов голосования, как никогда ранее, актуализировал вопрос электронного голосования. Довольно низкая явка избирателей в 37%, подсчет голосов до двух недель, миллиарды из бюджета на оплату работы более 500 тыс. членов избирательных комиссий и на печать 120 млн. бумажных бюллетеней, судебные процессы о неправильности подсчета голосов и имеющихся нарушениях и даже возможный перенос второго тура выборов мэров явно уже не устраивают украинское общество. Тем более, что электронные выборы обещал Президент В.Зеленский во время своей предвыборной кампании в 2019 году.

И эти обещания не беспочвенны, потому что с начала 2000-х годов во многих странах проводились эксперименты с электронным голосованием на различных выборах. Но тогда неудачей закончились попытки внедрения электронного голосования на парламентских выборах в Индии в 2009 году, в Финляндии в 2008 году, в Германии в 2006 году. Основная причина этих неудач состояла в том, что избирателям не давалась возможность проверить свое голосование, и соответствующий уровень защищенности от хакеров (изменение результатов голосования).

И тем не менее, процесс электронизации выборов продолжается. Например, в США активно продолжается тестирование электронных процедур, в том числе, и в ходе общенациональных избирательных кампаний. В 2016 году правительство Финляндии приняло решение о возможном применении Интернет-голосования в качестве одной из современных цифровых альтернативных технологий традиционному голосованию избирателей (с помощью бумажных избирательных бюллетеней). Аналогичные процессы идут в Австрии, Канаде, Сингапуре, Австралии.

Безусловно успешным признан опыт применения электронного голосования и в маленькой Эстонии, и в огромной Бразилии. Сегодня в этих странах электронный способ подачи голосов является основным.

Так, электронное голосование в Эстонии проводится с 2005 года, где оно возможно через Интернет в период досрочного голосования (4-10 дней до дня выборов). Для того чтобы проголосовать онлайн, избирателю нужен компьютер, подключенный к Интернету, ID-карта с действующими сертификатами или цифровое удостоверение личности с PIN-кодами. Перед голосованием необходимо загрузить в компьютер приложение избирателя, которое автоматически проверит наличие у этого избирателя права голоса и отобразит список кандидатов. После выбора кандидатов (партии) избирателем приложение зашифрует голос, который подтверждается цифровой подписью, и передает результат на сервер сбора голосов. Избиратель может проверить, правильно ли была осуществлена передача и прием его голоса, с помощью отдельного приложения.

В 2019 году в России состоялись местные выборы, которые были примечательны экспериментом электронного голосования в 3 избирательных округах Москвы. Для участия в онлайн-выборах на основе технологии блокчейна избирателю нужно было авторизоваться в личном кабинете. В день голосования после перехода на форму электронного бюллетеня, избирателю отправлялось сообщение с кодом подтверждения на номер телефона, указанный в личном кабинете избирателя. После введения кода становился доступным электронный бюллетень. Избиратель мог проголосовать, установив «галочку» напротив фамилии выбранного кандидата, а затем система осуществляла процедуру обезличивания голосования (тайна голосования и анонимность).

Нужно заметить, что при голосовании российский избиратель перенаправлялся на электронный бюллетень при помощи анонимайзера. При этом уникальная ссылка формируется случайным образом из трех источников — личного кабинета избирателя, браузера и в защищенной сети блокчейна. Проголосовать электронным способом нужно было за 15 минут. Если избиратель не успел проголосовать за это времени, бюллетень оставался пустым, а избирательное право считается реализованным. По результатам голосования в Москве явка на первом электронном голосовании превысила 92% из зарегистрировавшихся в этой системе (10,3 тыс. из 11 тыс. зарегистрировавшихся).

В принципе, технология понятна и уже опробована во многих странах. Хочется надеяться, что в Украине это тоже вскоре произойдет и следующие выборы будут электронными, тем более, что в новом избирательном кодексе предусмотрена такая возможность. Правительству, парламенту и обществу нужно критично поставить перед собой такое задание и за два года решить его.

Но к реализации этой идеи необходимо решить 3 принципиальных вопроса:

абсолютный доступ к Интернету (широкополосному); наличие у населения устройств для этого доступа, в том числе и мобильных; электронные навыки использования всего этого (обучение населения).