site.ua
sergey.ivanov-malyavin
Сергей Иванов-Малявин
топ-автор

Краткое содержание предыдущих серий, которые вы возможно (везёт же вам!) пропустили.

Сорваны поставки обмундирования в армию. Прокуратора и НАБУ ведут дела против предприятий-швейников по фактам нарушения технических условий на качество формы (будто бы дерьмово шили дерьмо из дерьма) и представителей Министерства обороны (МО) из-за возможной коррупции при организации тендеров (будто бы завышали цены). Часть продукции изъята во время т.н. выемок весной и летом этого года. Значительная часть поставленной продукции(на миллионы гривен) до сих пор не оплачена МО. В социальных сетях опубликованы посты, в которых швейники были обвинены в злоупотреблениях при выполнении заказа МО и отраслевом сговоре. Ведущие швейные фирмы Украины перестали участвовать в тендерах Министерства Обороны на пошив обмундирования для украинской армии.Советник Министра обороны Юрий Бирюков объявил об идее создания военного швейного производства внутри МО. Идею будто бы поддерживает сам министр обороны Полторак. Десятки ведущих блогеров оказались вовлечены в этот скандал. Пытаясь разобраться и способствовать решению проблемы блогеры провели две встречи со сторонами конфликта: неделю назад - только со швейниками, а вчера - совместную со швейниками и представителями МО.
Для меня это первый опыт в этой области.
Я позволю себе не пересказывать истории, подробности, всплывшие во время шести часов страстных совещаний, нескольких часов бесед с непосредственными участниками и трех суток в чате. Опущу для простоты усвоения ссылки на документы, даты, цифры и публикации в прессе и социальных сетях. Думаю, это обязательно сделают другие участники встреч и переговоров. Позвольте сразу перейти к выводам.

Чудовищная логистика. Хорошие, наверно, люди, старые и новые , создали большое болото неграмотных технических условий, в которых вязнет производство. Благие намерения ведут к многочисленным пересмотрам ТУ, серьёзным ошибкам при написании ТУ, неисправимым ошибкам как в конструкции формы, так и в организации контроля за качеством пошива и готовой продукции.
Совместная - воистину кафкианская - деятельность трех структурных подразделений МО: Центра развития и сопровождения материального обеспечения, Департамента государственных закупок и поставок материальных ресурсов, Комитета по конкурсным торгам - привела к зацикливанию процедур внутри МО.
МО съело бОльшую часть времени, необходимую швейникам на закупку ткани, комплектующих и породило аврал у производителей при пошиве.
Само министерство, благодаря односторонне составленным договорам, не понесло за это никаких наказаний (штрафов, санкций). Многочисленные финансовые потери швейников из-за нарушения банковских гарантий, финансовые санкций за срыв сроков - «заслуга» МО, его подразделений.
Сегодняшние процедуры в МО, написанные с антикоррупционным прицелом, скорее создают условия для произвольного возбуждения уголовных дел, чем способствуют организации работ. Прокуратура и НАБУ не столько препятствуют преступлениям в сфере закупок для армии, сколько реально нарушают работу как МО, так и подрядчиков. Офицеры МО склонны скорее перестраховаться, заблокировать решение, чем подставиться под уголовное дело и позорное увольнение со службы.
В договорах должна быть предусмотрена ответственность Министерства обороны за нарушение сроков процедур и их затягивание. Должен быть предусмотрен автоматический перенос конечного срока поставки продукции, если перенос обусловлен затягиванием процедур Заказчиком.
Кавалерийская антикоррупционная атака волонтеров на институт военных представителей привела к разгрому этой институции. Да, в работе военпредов коррупции было более, чем достаточно. Однако отсутствие представителей МО на принципиальных участках (например, производство и поставки ткани) существенно затруднило и удорожило контроль. На ряде производств присутствие полномочного представителя МО - нормальное решение.

Источником возбуждения уголовного дела против швейников стала недобросовестная конкуренция, действия предприятия ОАО «Текстерно", которое использовало МО как инструмент в борьбе с конкурентами по изготовлению ткани - ЧШК. Не шитьём, так каканьем. Для меня включение в состав проверяющих представителя этого предприятия, по сути проигравшего тендеры и заинтересованного в вытеснении удачливого конкурента (ЧШК, получившего львиную долю заказов) неразрывно связано со странными результатами этих экспертиз (результаты 4-х лабораторий противоречат друг другу). Я, простите подозрительность, не могу исключать фальсификации «формальдегидной» экспертизы. Информационное обеспечение (и не только) этой борьбы осуществляли несколько блогеров, которые получали и распространяли одностороннюю информацию. Не обремененные журналистскими стандартами, но по уши груженые личными пристрастиями блогеры - неизлечимая информационная чума. Страстные, но поверхностные патриоты (они любят писать это слово с большой буквы) наносят колоссальный вред там, где требуется взвешенность и беспристрастность.

Не знаю, кто нашептал министру Полтораку идею нарушить обязательства министерства и не оплатить поставленную швейниками продукцию. Рекламаций на неё нет (прежде их бы готовили отсутствующие сейчас военпреды). То, что такая позиция юридически уязвима, подтверждает юридический департамент самого министерства. Министерство отдаёт себе отчет, что в случае суда дело против швейников будет проиграно. И в суд никто не торопится.
И швейники в суд до сих пор не пошли. Пассивность производителей в отстаивании своих законных интересов и прав, их податливость, уступчивость, соглашательство, желание полюбовно довести дело до конца, отсутствие жесткой юридической позиции, тоже способствовали заведению дел в сегодняшний тупик.

Двусмысленна позиция советника министра Бирюкова, которому приходилось оправдываться насчет отсутствия в конфликте со швейниками собственной заинтересованности. Иногда мне кажется, что ему проще разжечь конфликт, чем добиться компромисса. Парадоксальным образом волонтерский десант становится проводником консервативных нерыночных решений, глупых ошибок, кулуарных сговоров, волюнтаристских решений. Реформа тыла выплеснула вместе с водой ребёнка, вместо отжившей архаичной коррумпированной структуры появилась новая, но не менее «тормозная» бюрократическая структура.

Вчера МО анонсировало улучшение тендерных процедур на следующий год, упрощение процедур оформления контрактов, обещало новые графики работ с производителями. Обещают, что работы начнутся в декабре-январе и швейники наконец получат 5 месяцев, которые технологически необходимы для нормального выполнения армейского заказа.

Итого.
Позитив:
- публичное обсуждение конфликта вытащило «на-гора» весь клубок проблем, заставило признать, что нет стороны конфликта, которая не была бы без изъяна
- каждая из сторон делает выводы и вносит поправки в свою тактику
- стороны вновь пытаются найти компромисс, платформу для согласия.
Негатив:
- фундаментальные причины конфликта не устранены
- регламенты работы заказчиков и подрядчиков по-прежнему несут риски нарушения сроков
- не утверждены ТУ на целый ряд артикулов, которые нужны армии в следующем году
- не прописаны обязательства МО по отношению к поставщикам.
Призрак идеи создания «швейных войск» продолжает бродить по коридорам МО.
Выгодоприобретатели этого конфликта ждут своего часа.
У армии нет качественной формы - ни летней, ни зимней. И гарантий, что она будет, тоже пока нет.

Министерству обороны по-прежнему нужна серьёзная реформа, в т.ч. реформа реформаторов.

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація