18 декабря состоялся второй этап голосования на первых местных выборах в объединенные территориальные громады — украинцы выбирали депутатов в 144 ОТГ в 22 областях Украины.

Если проводить параллели с результатами местных выборов в октябре 2015 года, получается, что:

— свой результат улучшили новые политические проекты;

— партия власти продолжает терять свои позиции;

— в оппозиционной нише Тимошенко и «Оппозиционный блок» теснят «свежие» силы.

Например, Аграрная партия заняла на местных выборах-2015 V место в общепартийном зачете (7, 9 % голосов избирателей) – тогда аграрии лишь ненамного отстали от «ручной» оппозиции в виде партии «Оппозиционный блок».

Что касается ВО «Батькивщина», то это сегодня Юлия Тимошенко работает в комфортном для нее образе пламенной оппозиционерки. А тогда, на момент выборов в местные советы 25.10.2016, «Батькивщина» во главе с Тимошенко являлись официальным участником провластной парламентской коалиции, поддерживавшей правительство Арсения Яценюка (фракция «Батькивщины» покинула большинство в Верховной Раде только в феврале 2016 года).


Таблица 1. Партии, ставшие победителями местных выборов 25 октября 2015 года

Партия

Кол-во депутатов

1)

ПАРТІЯ «БЛОК ПЕТРА ПОРОШЕНКА „СОЛІДАРНІСТЬ“

8679

2)

політична партія Всеукраїнське об'єднання „Батьківщина“

7918

3)

Політична партія „Наш край“

4388

4)

Політична Партія „Опозиційний блок“

3977

5)

Аграрна партія України

3301

Источник сайт ЦИК Украины


Теперь же, по итогам голосования на выборах в ОТГ украинские аграрии вошли уже в тройку лидеров, получив 212 мандатов или 11, 65 % голосов избирателей.


Таблица 2. Предварительные итоги выборов в ОТГ

Партия

Кол-во депутатов

1)

„Батьківщина“

475

2)

„Блок Петра Порошенка — Солідарність“

218

3)

Аграрна партія України

212

Источник – украинские СМИ


Результаты выборов в ОТГ – это повод для нескольких выводов:

- Во-первых, выборы еще раз подтвердили тенденцию — поддержка провластных политических партий среди украинцев падает. Например, если по итогам местных выборов-2015 победителем среди партий стала президентская „Блок Петра Порошенко — Солидарность“ (первое место в общекомандном зачете тогда заняли самовыдвиженцы – 108 тысяч 426 депутатов), то теперь политсилы, позиционирующие себя как оппозиция, – „Батькивщина“, Аграрная партия, „Оппозиционный блок“, по своему суммарному результату вышли на однозначное первое место.

Комментируя итоги выборов, глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель отметил, например, что залог успеха Тимошенко – это сильная партийная структура и посоветовал всем политическим силам Украины стоит задуматься над развитием своих организаций на местах.

„Результат виборів у ОТГ чітко показав ефективність партійної роботи різних політичних сил. Зрозуміло, що формування коаліцій відбуватиметься по-різному. Однак партійна складова в ОТГ після цих виборів – привід для кожної політичної сили замислитися над розбудовою широкої мережі по всій країні“, — гласит цитата Кошеля с сайта КИУ. Развитая партийная структура – это характеристика не только „Батькивщины“, но и дух других призеров выборов — „БПП-Солидарность“ и Аграрной партии. Последняя вообще стала открытием года (что и неудивительно, потому что партийным строительством там занимается один из известных украинских политменеджеров — Роман Безсмертный).

— Во-вторых, в оппозиционной нише политические проекты Тимошенко и Бойко-Левочкина-Фирташа активно теснят новые проекты.

Например, такие, как „открытие выборов“ Аграрная партия, или известный еще с 2015 года „Наш край“ (по предварительным результатам – около 7 % по всей Украине), которые работают в схожих нишах, но несколько иным образом. Например, аграрии небезуспешно перехватили не только у Тимошенко, но и у всей официальной парламентской оппозиции — „Радикалов“, „Оппоблока“, „Батькивщины“ такие темы как подорожание продуктов и мораторий на продажу украинской земли.

Еще одной „фишкой“ стали акции протеста. Если Тимошенко & Co быстро „слились“, свернув протестные акции против нечестных коммунальных тарифов в ноябре-2016, то аграрии в октябре провели Всеукраинскую забастовку по всей Украине под лозунгами борьбы против повышения цен на продукты. Кроме того, аграрии работают в нише конструктивной оппозиции, которой сегодня так не хватает многим избирателям, уставшим от простых констатаций.

В самом деле, если задуматься, станет ли легче жить простому украинцу, если кто-то в очередной раз устроит цирк на трибуне Верховной Рады, грозя вилами или поедая землю? Особенно, когда на первый план выходят социально-экономические проблемы? Поэтому лидер аграриев Виталий Скоцик сегодня более выгодно выглядит в глазах избирателей, когда не только критикует власть за подорожание продуктов, но и, например, сразу же предлагает восстановить специальный режим НДС для аграрного производителя – как механизм для сдерживания цен.

И в этом ключе показателен разгромный провал „Оппозиционного блока“, который, по сути, никакой реально-оппозиционной деятельностью не занимается. Можно прогнозировать, что если Юрий Бойко и соратники и дальше продолжат исполнять роль „беззубой придворной оппозиции“, то на следующих выборах „Оппоблок“ отправится вслед за своими идейными предшественниками из „Партии регионов“.

Свежая социология подтверждает такие выводы – согласно опросу группы „Рейтинг“, 78 % опрошенных выразили недовольство тем, как ведет себя парламентская оппозиция.

Поэтому „официальным оппозиционерам“ стоит серьезно задуматься, нужны ли они украинскому обществу?

- В-третьих, наметилась тенденция регионализации – когда избиратели переориентируются на политические силы, ориентированные на местные элиты и ведущие непосредственную работу „в поле“. Судя по результатам выборов в ОТГ, украинцы все больше разочаровываются в „киевских партиях“, ведущих свою деятельность в основном в столице – в стиле „поближе к деньгам, подальше от проблем громад“.

Этим можно пояснить успех таких партий как „Наш край“ и аграриев. Первые изначально развивались как партия украинских мэров (со всеми вытекающими положительными и отрицательными моментами, включительно с админресурсом). Вторые активно работали над тем, чтобы привлечь в свои ряды местных общественных активистов и создать реальную партийную структуру с „живыми“ людьми. Очевидно, именно такой ресурс „работает“ на уровне громад.