Главная новость для бизнеса – его защитили от «маски-шоу». КабМин навесил медальку радостно и громогласно объявил про #премога, запестрили заголовки новостных лент и бизнес выдохнул.

А зря. Потому, как инфографика от КабМина это красиво наглядно, но немного не правда. Ровно настолько, чтобы ничего не изменилось. Достаточно просто прочитать закон, которым уже завтра будут руководствоваться силовики, совершенно законно изымая серверы, компьютеры, документы и все то, чего теперь как бы изымать нельзя.

Давайте почитаем вместе.

5a0de3f1a70fb.png

Итак, изымать-таки можно. В отдельных случаях. Причём, настолько отдельных, что просто всегда. Когда изымают серверы? Когда как-бы преступление экономического характера. А на сервере (компьтере и т.д.) храниться информация (документы, данные бух учёта, накладные и т.д.). И всегда формальным основанием для их изъятия была необходимость проведения экспертизы. А значит, прощай сервер.

Или вот эта часть – «якщо такі об'єкти … є засобом або знаряддям його вчинення». Если Вы до сих пор создаёте документы на печатной машинке, ведёте бух учет на бумажных простынях, а о существовании клиент-банка слышали только от знакомых, тогда можете спать спокойно. Все остальные прямо подпадают под действие этой маленькой ремарки в законе. И снова, прощай сервер.

Ну и моё любимое: «якщо доступ до них обмежується їх власником, володільцем або утримувачем чи пов'язаний з подоланням системи логічного захисту». Прямо вижу диалог в ходе обыска:

Следователь – У Вас тут пароль…

Обыскиваемый – да я сейчас введу

Следователь – что Вы, что Вы. Пароль – логичная защита. Забираем

Занавес".

Резюмируя, запрет на изъятие серверов вышел, мягко говоря, никакой. В смысле, никакой это не запрет. Скорее, руководство к отмазке действию.

Отлично и про участие адвоката, и про видео- запись обыска.

Да, теперь официально запись могут вести все, в т.ч. и обыскиваемый. Но, доказательствами и частью протокола обыска признается только запись силовиков. А обыскиваемый может заливать на YouTube, постить в ФБ и делать с видео, что пожелает. Кроме, как доказывать ей свою правоту и нарушения при обыске. Вот все можно, а вот доказывать – никак. И, казалось бы, тут адвокат в помощь. А его не допуск – основание для признание доказательств недопустимыми. Но, только адвокат должен доказать в суде факт своего не допуска. Простите, как? На официальном приложении к протоколу обыска – аудио/видео записи силовиков этого не будет. Запись обыскиваемого, хоть и облетит социальные сети, другой ценности в процессе не имеет. Как доказать? Большой вопрос. Зато, звучит красиво – недопуск адвоката запрещён. Ага, может где-то в другой Украине, где между "суд" и "законность" стоит знак равенства.

В принципе, в хвалёном законе "дырок" и "обходных" путей масса. Если не критическая, то достаточная для того, чтобы просто не брать его в учёт. Тут и возможность ограничения допуска стороны защиты к записям при обыске, и признание копии документа (дубликата), сделанного следователем оригиналом и много, много подобного.

В итоге – глобальная пиар-акция "свобода бизнесу" на деле оказалась пшиком. И если Вы выдохнули и расслабились, то сделали это явно преждевременно. Не время расслабляться.