Вчера состоялась встреча авторского коллектива законопроекта 3357 (о налоговой либерализации). Встреча была инициирована мной во время похода к министру #миншрайк. Министр сдержал своё обещание и, несмотря на поздний час, (встреча была назначена на 20:30), команда министра была достаточно представительной. Яна Бугримова, которая возглавляет Проектный офис реформ при Минфине. Павел Кухта, советник министра и четыре сотрудника министерства.

Встречу открыла Татьяна Острикова, коротко описав текущую ситуацию в налоговой и таможенной сфере. Татьяна предложила забирать те полномочия у налоговой службы, которые были неоправданно ей отданы в домайдановские времена. Это, прежде всего, возможность нормотворчества, когда сам Насиров пишет инструкции для Насирова и для всей службы вместо того, чтобы просто выполнять закон. Второе, но не менее важное, — это забрать у налоговой базы данных. Сегодня данные в базах могут бесконтрольно вручную изменяться задним числом. Необходимо создать айтишный департамент, который будет отвечать за хранение данных и доступ к ним. Налоговая служба должна иметь контролируемый доступ к базам. Они должны превратиться из владельцев баз данных в удаленных пользователей.

Команда министра поддержала эти предложения. После встречи в кулуарах один из сотрудников Минфина сказал о необходимости консолидации усилий Минфина и общественности в давлении на ДФС, потому что никто базы так просто не отдаст. И создание айтишного департамента будет саботироваться, и на него не выделят деньги. Это уже конкретная задача — создание айтишного департамента, который постепенно перетащит на себя функцию обмена данными.

Вторым выступал Даниил Монин. Он затронул тему расходов бюджета. По 3 направлениям Даниил видит возможность сокращения расходов на 130 млрд грн. Во-первых, нужно не финансировать местный бюджеты из центрального, а отдать им налоги НДФЛ, имущество, земля, рента. Сейчас местные власти заинтересованы побольше получить из центрального бюджета, и не заинтересованы в развитии местного предпринимательства, а должно быть наоборот. Во-вторых, все социальные выплаты должны быть адресными. Т.е. конкретно частному лицу из госбюджета. Сегодн же 60 млрд грн отправляются в местные бюджеты и бесконтрольно используются на местах. В-третьих, общие затраты бюджета состоящие из 4 частей нужно упорядочить.

Вот эти 4 части:
1. затраты на оплату труда бюджетных работников и военнослужащих
2. Затраты на покупку товаров и услуг
3. Социальные и пенсионные выплаты
4. Обслуживание долга.

Даниил отметил, что снижение ЕСВ не приведёт к катастрофе, а лишь к незначительному снижению поступлений. Система Prozzoro, верификация и адресность социальных выплат с лихвой компенсируют недопоступления от сниженного ЕСВ. Из 100 млрд долга правительства, 65 млрд — внутренний долг, из которого 50 млрд — НБУ. Правительство с НБУ рассчитывается вовремя, а вот НБУ не спешит рассчитываться с бюджетом.

Министр согласился с каждым из перечисленных пунктов. Именно так он и его команда собираются действовать. Здесь мы единомышленники.

Следующим докладчиком был Alexander Shemiatkin. Он рассказал о нашей основной идее — Налоге на выведенный капитал. Обосновав невозможность и безнадежность использования налога на прибыль в Украине, Саша рассказал об эстонском опыте налога на распределённую прибыль. Все ошибки эстонцев были учтены и Саша с Татьяна Шевцова (Tatyana Shevtsova) выписали готовый законопроект. Налог на выведенный капитал позволит предпринимателям:
1. не бояться проверок, поскольку финансовый результат больше не будет являться базой налогообложения
2. не уводить со счетов деньги к концу отчетного периода, не минимизировать прибыль, а честно её показывать
3. не пользоваться оффшорами, поскольку они теряют смысл, правда тут нужно отменить валютные ограничения
4. не быть на упрощенке, когда тебе больше подходит общая система налогообложения

Налог на выведенный капитал не вызвал энтузиазма у команды министра. После негативного пиара, который провели предыдущие руководители Минфина, трудно заново поднять хорошую идею. Нужно время. Я надеюсь, что мы сможем донести и отстоять нашу идею.

Заключительное слово взяла Таня Шевцова. Сказав несколько слов о ренте, которая в нашей стране не приведена к международным стандартам, Татьяна перешла к само больной теме нашей налоговой системы — депонированию НДС. Эта практика пагубно сказывается на бизнесе, особенно для тех, кто только стартует. Практически — НДС превратился в налог с оборота. Замороженные средства, неснижаемые остатки, невозможность внесения корректировок и прочие сложности просто тормозят развитие экономики. Депонирование должно быть отменено. Попросили министра об отдельной встрече по НДС, поскольку тема очень болезненная.

Встреча закончилась в 22 часа. Спасибо министру Александру Данилюку и его команде за уделённое время. И за надежду.