site.ua
pavel.sebastyanovich
Павел Себастьянович
топ-автор

Группа авторов законопроекта 3357, несмотря на ступор исполнительной власти и совершенно непонятную их кадровую политику, продолжает работу над концепцией либеральной налоговой реформы, которая позволит Украине совершить экономический рывок и встать в ряд успешных цивилизованных стран.


Спектр задач, решаемых налоговой реформой, намного шире, чем это кажется на первый взгляд. Главная цель, которая должна быть достигнута в результате проведения реформы, это повышение благосостояния людей путём активизации их предпринимательского потенциала. Это активизация ресурса, который и является основным локомотивом, основной точкой роста, основным «мегабрэндом» Украины – индустриальная образованность и предпринимательский талант украинцев.

Реформа должна разбудить в людях хозяина. Разбудить в них врожденный инстинкт хозяйствования, господарювання? Это то, что произошло в Польше, где каждый десятый гражданин является частным предпринимателем. Где только за первые два года реформ было зарегистрировано 600 000 предприятий.

Что надо сделать, чтобы этот сценарий мог быть реализован в Украине?

Первое – убрать препятствия в виде ничем не ограниченного насилия со стороны силовых структур, и прежде всего, налоговой милиции. Уже сегодня в Парламенте зарегистрирован законопроект о Фискальной полиции номер 4228, в создании которого участвовали наши авторы. Также необходимо ограничить возможность уголовных преследований со стороны любых силовых структур. Напомню, что сегодня и МВД, и СБУ, и ГПУ имеют право грубо вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий. Ограничить их возможности позволит законопроект 3448. По ссылкам вы можете посмотреть и сам текст законопроекта и состав авторских коллективов.

Следующим, вторым, препятствием для активизации предпринимательского потенциала и выхода предпринимателей из тени является неудобное, неавтоматизированные, ручное администрирование налогов. Те электронные сервисы, которые сегодня доступны на рынке программных продуктов и технических решений, сегодня позволили бы упростить ведение бизнеса, использовать смартфоны вместо кассовых аппаратов, полностью избавиться от бумажного документооборота и каких бы то ни было проверок. Концепция изменений в законопроект 3357 предусматривает:

- отмену депонирования и упразднение НДС-счетов в СЭА НДС, улучшение самой системы СЭА, внедрение единого документа по образу европейского tax-invoice;
- запуск электронного кабинета налогоплательщика, где каждый предприниматель может посмотреть всю свою историю платежей в бюджет, сделать запрос и получить ответ, сформировать отчетность за любой период;

И, наконец, третий шаг, необходимый сегодня для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности нашей страны – снижение налогов и применение инновационной модели налогообложения прибыли.

Необходимо при этом помнить, что все «налоговые ямы», весь «фиктивный НДС», все схемы «скруток» хорошо видны из офиса налоговой службы, но борьба с этими явлениями не ведётся, поскольку выгодополучатели налоговых схем сидят в тех же офисах, откуда и должна вестись борьба. Поэтому первый шаг для наведения порядка в налоговой службе должен состоять в полной замене руководящего состава налоговой службы и министерства финансов, которые в полной мере ответственны за весь преступный беспорядок, результатом которого являются контрабанда, размер которой оценивается в 800 млрд грн в год и воровство НДС оцениваемое примерно в 70 млрд грн.

И пока не закрыты такие дыры в госфинансах, пока не реформирована общая система налогообложения, упрощенку предлагаем не трогать. Общую систему необходимо упрощать.

Теперь непосредственно о ставках:

НДС – ставка 15% и ликвидация льгот по НДС. Сегодня эффективная ставка 12% несмотря на фактическую 20% из-за более чем 60-ти исключений из правил. Все эти исключения должны быть упразднены и все субъекты должны платить одинаковый налог 15%. Возврат НДС должен стать наконец-то автоматическим.

Налоги на зарплату в сумме не должны превышать 20%. Ликвидация ЕСВ связана с запаздывающей пенсионной реформой и поэтому до сих пор ведётся дискуссия, будет ли 20% НДФЛ или останется ЕСВ 10% и ставка НДФЛ 10%. Именно поэтому я в начале статьи написал, что налоговая реформа решает более широкий спектр задач, чем это кажется.

Необходимость избавиться от коррумпированных социальных фондов, от неэффективного механизма социальных выплат и пенсий уже назрела и перезрела. Поскольку пенсионный фонд по факту является банкротом, для Украины был бы целесообразен механизм, отработанный в Грузии, – выплаты пенсий в виде социальных пособий из бюджета и внедрение единого реестра получателей пособий. Никакая верификация не даст результата, пока её проводят сами выгодополучатели. Необходим новый реестр и новый механизм социальных выплат.

Большинство задач, рисуемые действующим правительством, как неразрешимые, теряют свою актуальность как только внедряется прозрачный механизм. Будь то возврат НДС, воровство в соцфондах, воровство бюджетных средств – как только механизм становится прозрачным, как только информация становится доступной для общественности и сми – проблема исчезает. Поэтому развитие таких сервисов, как e-data, должно достигнуть самых низших уровней. Каждый бюджет любого уровня должен быть открыт до последней платёжки. Это решит вопрос сокращения государственных расходов.

И, наконец, разрекламированный инновационный налог на прибыль. Весь прошлый год мы называли его налогом на распределенную прибыль, и в связи с этим возникало непонимание, как он работает и как будет администрироваться. После многочисленных встреч с иностранными экспертами и обсуждений внутри группы было принято решение изменить названия этого налога. Теперь он называется налог на выведенный капитал. И ставка на такие операции должна быть равна ставке на зарплату, т.е. 20%. Снимаются вопросы амортизации, дивидендов. Решение о любой выплате принимает предприниматель в любой момент времени. Если же принимается решение не выводить деньги из оборота предприятия – никакого налога на прибыль не уплачивается.

Отдельно хотелось бы сказать о текущей ситуации с перевыполнением плана по сбору налогов, о котором так радостно рапортует голова налоговой службы. Эта ситуация прогнозировалась авторами нашей группы еще в середине 2015 года, когда стало понятно, что инфляция достигнет 30-40%. И 2016 год является самым удобным для снижения налоговой нагрузки, поскольку «инфляционный налог», о котором шла речь в нашем прошлогоднем буклете, закрыл бы небольшой дефицит бюджета, связанный с уменьшением поступлений.

Но что сделано, то сделано. Необходимо учесть прошлогодние уроки и в этом году не повторять ошибок. Нужно принять вышеперечисленные законопроекты до 1 июля 2016 года, чтобы с 1 января 2017 года страна начала жить по новым правилам «15-20-20». Руководство налоговой службы должно быть отстранено от исполнения обязанностей в полном составе вместе со всеми люстрированными сотрудниками, которые продолжают там работать. Руководители министерства финансов, ответственные за налоговую и таможенную политику, вместе с иностранными советниками должны уйти из правительства. К руководству должны прийти те, кто ставит перед собой цель – повышение благосостояния людей и рост экономики. Действующие руководители уже доказали, что у них другие приоритеты.

Осуществлять идеи либеральных реформ могут только носители этих идей. Носители чемоданов эти идеи осуществлять не станут. "Брать" Минфин без ДФС не имеет смысла.

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація