site.ua
pavel.sebastyanovich
Павел Себастьянович
топ-автор

Что поражает воображение путешественника в цивилизованной стране? Если путешествуешь на машине, то дороги. Система дорог настолько развита и разветвлена, что без GPS сегодня трудно разобраться, хотя указателей тоже полно. Когда-то нас удивляли платные дороги на Западе, а теперь это есть и в соседней Беларуси.

Если путешествуешь по развитому миру на самолёте – поражают огромные аэропорты и если просто стоять и смотреть на посадочную полосу, то самолёты садятся каждую минуту. Длинные эскалаторы, рукава, вагончики, автобусы развозят людей по терминалам и дальше – по городам.

Если перемещаешься там на поезде – удивляешься тишине в вагоне, удобству сидений, комфортной температуре, стюардессам вместо проводников. Вездесущий интернет позволяет быть на связи с родными, друзьями, партнёрами. И вот сегодня я услышал от сотрудника Мирового Банка, что налоговая система – это инфраструктурный проект.

Никогда я не думал о налогах, как о дорогах, авиалиниях или интернете. Транспорт позволяет нам перемещаться в пространстве. Он же перемещает товары. Интернет перемещает информацию, которая сегодня тоже является товаром. Транспортная инфраструктура – это бизнес, без которого не может существовать современная страна. Но налоговая инфраструктура лежит еще глубже в экономике страны, чем транспортная инфраструктура.

Какое основное свойство инфраструктуры? Она незаметна. Она незаметна, если она удобна. Возвращаясь в Украину из путешествия сразу видишь и чувствуешь её. Так и с налоговой системой – на Западе ты не видишь работу налоговой инфраструктуры. Просто следуешь налоговому GPS и получаешь удовольствие от вида из окна.

В Украине ямы на налоговых дорогах поджидают тебя на каждом шагу. Системе не важно, соблюдаешь ты правила или нет. Система живёт по своим законам. GPS не работает. Бизнес в роли путешественника ищет объездные пути либо самостоятельно, либо пользуясь сервисом местных сталкеров от системы.

Инфраструктура должна быть незаметна и удобна. Налог должен взиматься, как комиссия в банке – незаметно и безболезненно. И банкир прав – налоговая реформа – это ключевой инфраструктурный проект. Пока не заработала эта базовая инфраструктура – невозможно создание следующей, транспортной. А без развитой транспортной инфраструктуры мы остаёмся на задворках цивилизации…

Мечты о Балто-Черноморском Союзе, о хабе между Западом и Востоком, о Шелковом Пути будут реализовываться очень медленно, пока мы не создадим основную инфраструктуру, связывающую бизнес и государство - новую налоговую систему.