Два года прошло после трагических событий февраля 2014. Тогда измученные и едва поднявшие головы люди чувствовали себя победителями. Тогда в беседах на улице гордо звучало «теперь спуску им давать нельзя», «теперь они просто побоятся». «Теперь», «сейчас», «наконец-то»...

Два года прошли черно-белой фортепианной клавиатурой, где короткие победы чередовались громкими поражениями. Майдан, бегство Януковича, Крым, «русская весна», АТО, летнее наступление, «Боинг», Иловайск, трансграничные обстрелы, «Минск», санкции, ДАП, «Минск-2», санкции, нефть, нефть, нефть, патрульная полиция, реформа прокуратуры, армия, антикоррупционное бюро. Победу не получают сразу, в один момент — её добиваются, за неё борются, хватают когтями и грызут глотки. Именно этим на протяжении уже двух лет занимается украинский народ.

e99b762089-evromajdan-460x3441.jpg

Однако что-то как всегда идёт не так, и привычка винить во всем кого угодно, но только не себя, вновь и вновь разгоняет по электронным венам зраду, путинхуйло и гиперболизированный патриотизм, который, увы, для многих измеряется количеством лозунгов и глубиной позиции «против».

После Майдана пострадали многие. Я не говорю сейчас о простых людях, я имею в виду предыдущие политические элиты. Кому-то пришлось бежать в нехотя раскрытые объятия восточного соседа, кому-то — выплачивать залог в австрийский суд. Кто-то первые месяцы отсиживался в заграницах, а кого-то ждала прощальная записка и краткий полёт из окна квартиры. Прошла вторая революция, которая формально изменила власть, после которой произошли человеческие потери, но лишь одно осталось неизменным.

Суды.

05110ff199-13607131.jpg

А ведь именно суды являются тем органом, который защищает государство от человека и человека от государства. Именно суд призван наказывать пьяных мажоров на скоростных иномарках, именно суд должен принимать решение о взятии под арест командиров «Беркута», всех этих омерзительных Топазов, Ефремовых, Лукаш, Бондаренко, Клюевых. Именно суд должен решать судьбу разворованных средств и сажать коррупционеров новой когорты (которых глава Антикоррупционного бюро, к примеру, назвал куда более наглыми и изворотливыми, чем их предшественников). Только вдумайтесь в это: все государственные проблемы в конечном итоге должен решать именно суд!

Невозможно говорить о перезапуске системы™ или очищении власти™ без изменений в судах: коррупицонеров всё так же будут отпускать под смешной залог, мажоры будут отмазаны влиятельными родителями, а грязные политики — старыми связями.

Мы так и будем крутиться белкой в колесе гнилого правосудия, пока в столицу будут переводить судей старой закалки из Алчевска и Донецка. Пока «печерский суд» будет звучать как имя нарицательное.

Мы не сможем избавиться от коррупции, пока коррупционер, пойманный НАБУ за руку, не будет бояться провести остаток жизни в тюрьме, и мы не сможем избавиться от беспредела прокуроров и следователей, пока они не начнут нести ответственность. Пока эта ответственность не будет устанавливаться судьями.

Я честно не знаю, что делать. Мы можем устраивать Майдан-3, Майдан-4, да хоть Майдан-10, можем полностью менять законодательную власть, можем вводить новых прокуроров, но любые телодвижения будут упираться в замкнутую судебную систему, чей иммунитет к любым изменениям, пожалуй, — самая главная проблема нашей страны.

d6c092f2ad-smg72161.jpg

У нас прекрасные законы. Нет, вы не поверите, но это действительно так! У нас предусмотрена ответственность за плохие поступки. Если хорошенько вчитаться — коррупционеры, предатели и сепаратисты у нас должны плакать, держась за вжаренные хвосты! Но если всего этого не происходит, может всё-таки дело в консерватории том, кто своей росписью устанавливает такую ответственность для конкретного провинившегося? Как же тогда быть?

Пара банальных и очевидных идей из мира радуг и единорогов у меня есть: достойная судейская зарплата в сочетании с огромными штрафами/санкциями за любые нарушения, суд присяжных, привлечение международных экспертов к реформе, полное очищение судов от старых кадров. Ну и, раз уж с судами сталкивается каждый гражданин Украины, чтоб решался данный вопрос на общенациональном референдуме. Но и дураку понятно, что даже близко ничего подобного не произойдёт, пока решающие вопрос о решении вопроса (о референдуме в смысле) заинтересованы в марионеточных судах. То есть, всегда.

Есть и более реалистичные способы частичного решения проблемы, о них я писал в отчете о встрече с РПР по поводу судебной реформы. Однако есть большие опасения, что реформа пройдёт совсем не так, как выгодно более чем 95% населения страны. И к такому развитию событий нужно быть готовыми заранее. Не буду навязывать здесь личные мысли, пусть этим занимаются трибунные популисты. Не буду никого запугивать и чего-то требовать.

Попрошу лишь подумать:

Людей, которым кажется, что вокруг Зрада — стоят ли третьи Майданы новой смены элит и пары десятков тысяч жизней, если продажные судьи останутся на местах?

Судей — не лопнет ли терпение у простого народа, когда вы буквально срёте им на голову? Вас в стране 8000, а сколько фонарных столбов (не подумайте плохого — это для освещения вашей, так сказать, деятельности)?

Всех остальных — что делать, если всё снова пойдёт не так?

В любом случае, уже наученные горьким опытом, мы можем хотя бы озвучивать эту проблему: обсуждать её на кухнях, на работе и между парами в университете. Нельзя забывать о главном внутреннем враге.

С этими грустными мыслями вас и оставлю. Боротьба триває!

P.S. У некоторых людей возникли проблемы с копированием ссылки на этот текст, так что вот рабочая ссылка, которой можно смело делиться в социальных сетях (а проще всего это сделать с помощью кнопки внизу: site.ua/paul.andreev/2829-a-sudi-kto/ )

P.P.S. Я пишу о зраде и перемоге, о хорошем и плохом. Ну и стараюсь понемногу рассказывать про космос и науку. Давайте дружить в Facebook!