(Это тоже, как у всех теперь написано, — не агитация, я уважаю выбор и не хочу, чтобы люди друг друга обзывали! Я просто откровенно придираюсь к программе здравоохранения кандидата в президенты В. Зеленского, вот и все. Это частное мнение, рассуждения, с целью поделиться тем, что меня волнует — мед.реформа).

В программе написано:

«Професії лікаря та вчителя повинні стати престижними і високооплачуваними.

Лікарні і школи отримають сучасне обладнання, оновлять свою інфастуктуру. Скоротимо адміністративну надбудову системи охорони здоров'я та освіти.

Найважливіший крок в охороні здоров'я — переход до страхової медицини. Пацієнт буде сам визначати програму страхування, обирати заклад, лікаря, спосіб лікування. Базовий рівень страхування для малозабезпечених верств населення — коштом держави.

Ліки, які пройшли реєстрацію в країнах ЄС та США, в Україні не будуть отримувати додаткових дозволів.

Велика увага — медицині профілактичній. Запобігти хворобі легше, ніж її лікувати. Програма популяризації здорового способу життя. Введення обов'язкового безкоштовного щорічного медичного огляду

1. Профессия врача должна стать престижной и высокооплачиваемой.

Данное заявление было выделенно гиперлинком, который ведет на видео кандидата. Я думала там будет приятное разъяснение, — насколько высокооплачиваемой и когда. Но на видео, вместо уточнения, кандидат говорит: «Мы напишем мою программу вместе с тобой. Мы напишем вместе с людьми, всей страной. Потом найдем пути решения всех проблем, а затем воплотим их в жизнь...» Из чего очевидно, что на момет записи видео ни программы («мы напишем"), ни решения всех проблем («потом найдем пути") еще вообще нет. Более того, с какой радости кто-то должен писать программу кандидату в президенты вместо его команды? В этом же как бы и весь смысл, быть в состоянии написать свою программу президентства, чтобы избираться.

2. Больницы получат современное оборудование, обновят инфраструктуру.

Обновление инфраструктуры и современное оборудование – это плюс. Выполнение этого пункта потребует радикальных изменений в бюджете. Я думаю, что невозможно одномоментно обновить все старое оборудование в каждой больнице, не создав дефицит в других нуждающихся областях, но плановое обновление это хорошо.

3. Сократим административную надстройку системы здравоохранения

Другими словами, это значит, что кто-то потеряет работу в администрации, потому что должность будет устранена. Также это может означать упрощение документации, учета и доступа. Я только за упрощение административных процедур, но не сокращение должностей. В переходный период реформирования системы кажется более разумным вовлекать больше специалистов медиков в административную деятельность. Реформа должна проводиться совместными усилиями бОльшего медицинского сообщества, а не несколькими людьми, оставшимися в администрации.

4. "Переход к страховой медицине. Пациент выбирает сам программу страхования, может выбирать заведение, врача, способ лечения. Базовый уровень страхования для малообеспеченных слоев населения – за счет государства".

Закон №504 "Про затвердження порядку надання первинної медичної допомоги" от 19.03.2018 устанавливает перечень безовой медицинской помощи для ВСЕХ, за счет государства. Согласно же программе кандидата, "Базовый уровень страхования для малообеспеченных слоев населения – за счет государства" то есть, — кандидат предлагает сократить государственное покрытие расходов на медицинскую помощь. Вместо того, чтобы все граждане получали бесплатную базовую помощь, только мед.помощь граждан из малообеспеченных слоев населеня будет покрываться государством. Это позволит значительно сократить расходы в бюджете и перераспределить средства на заработную плату и современное оборудование, но в тоже время, взвалит бремя оплаты медицинских услуг на пациентов.

Прожиточный минимум — минимальное количество дохода, цифра, которая постоянно перерасчитывается в зависимости от инфляции и других факторов. Например, на 1.2019 — 6.2019 прожиточный минимум на одного человека установлен 1853 грн. То есть, если вы зарабатываете 1854 грн., согласно программе кандидата, вы можете потерять государственную оплату базовой помощи.

Далее, согласно закону МОЗ № 503 от 19.03.2018 "Пацієнт (його законний представник) має право обрати лікаря" Поэтому предложение кандидата, что "Пацієнт буде сам...обирати заклад, лікаря..." звучит некстати, потому что пациенты УЖЕ, согласно закону, сами выбирают врача.

Кандидат предлагает переход к страховой медицине. Исходя из предложения кандидата предоставлять базовую мед. помощь малоимущим, все, включая малоимущих, должны будут покупать из своих кошельков дополнительные страховки. Малоимущие — чтобы покрыть расходы на вторичную и третичную (не базовую) помощь, а люди с доходом выше прожиточного минимума,- чтобы покрыть расходы и на базовые и на все остальные медицинские услуги.

Страхование бывает государственным и частным. Страхование может быть обязательным или добровольным. На сегодняшний день в Украине существует обязательная государственная система здравоохранения (все покрыты государством), обеспеченная Конституцией и Законом №504, и деньги на покрытие медицинских расходов выделяются из бюджета. Украина столкнулась с проблемой того, что потребности в медицинском обеспечении превышают возможности бюджета, из-за чего многие вынуждены доплачивать за все из своего кошелька. Задача нынешней команды МОЗ — оптимизировать это расхождение таким образом, чтобы сократить траты и увеличить возможности бюджета, это достигается конкретыми действиями, например, государство теперь оплачивает не количество коек, которые могут стоять пустые, а реальную помощь реальному пациенту («деньги за пациентом") и проводит соревнование между фарм.фирмами, что увеличивает конкуренцию и снижает цены.

Поэтому, когда кандидат планирует "переход к страховой медицине", то не ясно именно имеется в виду государственная (которая уже и так существует) или частная, за которую надо будет отдельно платить, и о которой, кстати, тоже ничего не известно, — сколько платить, и какие услуги будут покрываться частными страховыми компаниями?

5. "Ліки, які пройшли реєстрацію в країнах ЄС та США, в Україні не будуть отримувати додаткових дозволів".

Согласно закону МОЗ № 1245 от 17.11.2016 в "дополнительных разрешениях" и так не нуждаются препараты, зарегестрированные в ЕС и США. Более того, этот закон также включает препараты, зарегистрированные в Японии, Канаде и Австралии, а это значительно шире, чем предложенно кандидатом. Предложение кандидата сужает существующие сегодня пути упрощения регистрации. Это уже похоже на то, как человека просят произнести тост, а он встает и говорит тот же самый тост, что только что произнес человек до него, и вот все сидят и пьют целый день "за милых дам". День сурка.

6. "Велика увага — медицині профілактичній. Запобігти хворобі легше, ніж її лікувати. Програма популяризації здорового способу життя. Введення обов'язкового безкоштовного щорічного медичного огляду."

Согласно закону МОЗ №504 "Про затвердження порядку надання первинної медичної допомоги" сегодня для всех безоплантно покрывается "Проведення профілактичних втручань" и "Надання консультативної допомоги, спрямованої на усунення або зменшення звичок і поведінки, що становлять ризик для здоров'я (тютюнокуріння, вживання алкоголю, інших психоактивних речовин, нездорове харчування, недостатня фізична активність тощо) та формування навичок здорового способу життя." То есть, снова зачем-то предложено что-то, что уже и так есть. (Снова утро в Панксатони.)

7. И наконец, кандитат предлагает "обязательный бесплатный ежегодный медицинский осмотр". Это противоречит, во-первых, желанию кандидата предоставлять базовую помощь малообеспеченным, потому что если ВСЕ должны в обязательном порядке "осмотреться" бесплатно, значит государство должно покрывать расходы всем, а не только малообеспеченным. Во-вторых, это противоречит заявлению кандидата о свободном выборе пациента, делая осмотр "обязательным". И, наконец, обязательный (принудительный) медцинский осмотр противоречит "Інформованій добровільній згоді пацієнта на проведення діагностики", то есть необходимости согласия пациента на диагностическую процедуру.

В целом, создалось впечатление, что программа здравоохранения писалась на коленках и не внимательно, она обещает изменения, которые УЖЕ существуют, она ограничивает выплаты государства на покрытие медицинских расходов, предлагает медицинское страхование, не уточнив модель этого страхования, и создает впечатление, что за словами находится молчаливый вакуум. И еще отдает плагиатом, вот это что такое, — "гроші ходять за талановитим студентом"? А от пациента, значит, гроші ушли. И стали ходить за студентом.

Сейчас на очереди реформирование вторичной и третичной медицинской помощи, и из программы кандидата неизвестно, что будет с нынешней реформой? Если (и когда) будут дебаты, кандидату должен быть задан прямой вопрос: Что будет с сегодняшней реформой? Не "Скажите, что из того, что уже сделано, надо сделать?" а именно что с сегодняшним-то планом?

Такое.