Итак, мы вчера оставили нашего героя в тот момент, когда ему срочно надо было найти средства для воплощение в жизнь своего проекта центра Админуслуг в здании Областной администрации.

Начну опять с главных элементарных истин, которые почему-то не все понимают: ПОИСК ДЕНЕГ — это одна из основных функций западного политика. Он обязан делать это ежедневно, активно и эффективно. Причем, поскольку он политик, а не бандит, то добывать он должен деньги не путем грабежа, шантажа, пыток и похищений, использования административного и силового ресурса, а именно по средством убеждения потенциальных спонсоров путем личного обаяния и харизмы. В постсоветских странах такой тип политика — руководителя огромная редкость. У нас ценится брутальный бандит, которых может внушить страх и размахивая дубиной все отнять и поделить, так, как ему нравится, желательно при этом поубивав всех, кто отказался отдавать. Неандерталец. Максимально цивилизованная форма такого неандертальца — Дон Карлеоне, которому уже не надо непосредственно убивать, а он может путем намеков в разговоре внушить человеку такой страх возможными своими действиями или действиями тех, кто у него за спиной, что человек сам будет готов отдать что угодно, включая последнюю рубашку, семью, детей и пр. Так называемый — разводящий. Если внимательно присмотреться, то именно такой типаж донов карлеоне в той или иной степени царствует сейчас на большей части постсовесткого пространства. И это значит, что постсоветский социум именно таких лидеров для себя считает идеальными.

Но реальный политик западного образца — не бандит. Это скорее актер, очаровашка, умнейший оратор, который может продать свои идеи как простому народу, так и потенциальным спонсорам, убедить их в том, что им это позарез необходимо и дать в лучшем виде сможет им это только он. Люди должны в него поверить, а не бояться и не ждать, что он запугает других.

Вы можете себе представить Михо с ножом? Михо пытающего кого-то ради денег? Михо, по локти в крови, кого-то избивающего? Михо — неандертальца? Я лично не могу. А Путина в такой ситуации представить довольно просто. Он как раз себя продает в виде мегабрутального воина. Альфа — самца. Американцы не зря стебут вечно этот образ с голым торсом верхом на кобыле. Для Запада такой образ политика — неандертальца просто смешен. Вот вам еще одна разница.

Но это мы снова отступили от повествования о приключениях знаменитого грузинского реформатора в Одессе. Понятно, что он начал искать средства везде где можно, в том числе и среди западных фондов, в том числе и среди местных держателей капитала..... и тут оказалось, что в городе давно существует некий губернаторский благотворительный фонд «На благо Одессы», который лично создали некие богатые бизнесмены и которым глава области может распоряжаться как ему нравится. И чижу и ежу очевидно, что это такое. И что ждут в ответ данные бизнесмены. Точнее чего не ждут. Очень заманчиво, но очень опасно. Предыдущий губернатор Палица использовал деньги этого фонда на помощь АТО, что было довольно умно, т.к. в случае чего ни один из бизнесменов не сможет же сказать, что он не из искренних чуйств помогал армии, а чего-то ждал взамен, когда вся страна сейчас на всеобщей волне волонтерства. Михо решил использовать средства для строительства своего центра. Работа закипела. Заодно парочка этих бизнесменов решила предложить под центр офис своего банка, который (О чудо!), находится аккурат в здании областной администрации! И они даже согласны сами сделать в этом помещении ремонт, не так что бы бесплатно, но с условием, что потом арендная плата за использование офиса будет несколько завышена... ко всему еще эта парочка бизнесменов — банкиров, совершенно случайно оказалась арендаторами Одесского аэропорта — многолетнего камня преткновения в городе, т.к. взяли они аэропорт в аренду с условием что построят новый современный терминал, но ничего не строили... город пытался расторгнуть договор. Михо, когда пришел, тоже сильно возмущался и поддержал расторжение договора, много об этом говорил. А тут вдруг как-то поутих — практически забыл про это безобразие, появилось много новых дел и занятий....

На самом деле, все, что я сейчас пишу — это мелочи и вещи очевидные. В них нет ничего такого страшного. Политики всегда о чем-то договариваются с бизнесменами и в чем-то идут им на уступки. Никто денег не дает просто так. Вера в альтруизм политиков — большая глупость, внушенная лживыми советскими книжками и учебниками, которой пользуются всякие проходимцы от политики. Так что я даже заморачивать вас этими схемами сейчас не буду — в конце концов я не местный Навальный при Михо. Их и без меня тут хватает. Своей задачей я ставлю совсем не разоблачить коррупционные схемки, а рассказать о том где возникли основные противоречия у реформатора Михо в его работе в Одессе, что бы в последующем, когда допустим в РФ сменится власть, или когда кто-то захочет проводить реформы в других украинских областях, люди понимали как это делается и на что надо обращать внимание.

Как мы уже видим — одним из двигателей реформ является наличие свободных денежных средств. Бесплатно они не делаются. Ну или достигаются большими жертвами. Так что когда вы кричите про то, что хотите реформ, тут же следует одновременно задумываться, где вы возьмете на них деньги. И у кого. И если это будут какие-то олигархи из нынешнего режима (для Украины из режима Януковича), то значит стоит выработать для себя какой-то внутренний компромисс — если они соглашаются давать деньги на реформы, то мы соглашаемся, что бы они не сидели в тюрьме. Хотя бы так. А как иначе? Надеяться на Запад? Поверьте мне, по опыту Украины, не даст Запад вам деньги на все реформы. И даже на половину. И даже четвертины не даст. Надо где-то изыскивать самим. И при этом сделать так, что бы те, кто дают деньги, не ставили условия в которых они выше закона и имеют больше прав. Задача очень непростая. Путин, например, с ней откровенно не справился. И в итоге все даже положительные реформы, которые затевались системными либералами, полетели псу под хвост. Остается только качать нефть из трубы и хоть как-то распределять средства от ее продажи, затыкая дыры. Со всеми вытекающими последствиями.

А у Михо даже трубы тут не было. Была правда таможня. И вот этот фонд «На благо Одессы». И Сорос немного помогал....

В Грузии у него был Каха Бендукидзе — умница, стратег и миллиардер, что очень немаловажно. А тут такого стратега и советчика явно не хватало.

Саакашвили прекрасно понимал, что люди в Одессе сейчас ждут от него очень быстрой демонстрации результатов хоть каких-то реформ. Но быстро не бывает глубоких реформ. Значит надо делать что-то поверхностное, что сразу облегчит жизнь всего населения и заставит его поверить в изменения. Само собой — центр Админуслуг действительно подходил для этого идеально. Что бы он был максимально антисоветским в смысле сервиса. Что бы отличался от обычного центра, как дорогой бутик от советской галантереи. И он его реально сделал таким. И запустил в жизнь. Даже Порошенко приезжал открывать. Проект «Витрина» в действии...

В общем на самом деле процесс-то пошел. Даже со всеми этими схемками, Михо вполне себе вписался с реформами в обычную одесскую жизнь. Мало того, даже скептики реально начинали верить. А уж как быстро он очаровал простых обывателей, в том числе и вполне себе просоветских, своими поездками в маршрутках, гуляниями в народ и пр. атрибутами публичной политики. Открытость всегда привлекает. Такими темпами Михаил Николозович смог легко затмить в мозгах сепаратистки настроенных одесситов светлый фантастический лик Владимира Владимировича Х. Я в тот момент поняла как все это легко и просто делается и как же жаль, что, кроме пожалуй Навального, никто среди российской оппозиции не способен вот так просто разговаривать с народом. Не понимают как же это важно. Обижаются на народ, ругают его. А ведь явно надо по-другому.

По — большому счету, в принципе, если уж говорить совсем откровенно — Саакашвили настолько самостоятельно мощная харизматичная фигура, что мог бы претендовать сам на роль президента отдельной Одесской республики, и учитывая, что с Путиным он уж никак объединиться бы не мог, у многих в душе зашевелилась вечная мечта о том, что мол Одесса всегда сама по себе — ей никто вообще не нужен. Знаю, что глупая мечта и ошибочная, но тут она всегда была популярной. Потому Одесса всегда хочет себе какого-то своего мегахаризматичного лидера, и потому ни одно государство не сможет позволить его ей иметь. От греха. Одесситы же не понимают, что они слишком вольны, сильны и самостоятельны для харизматичного лидера, и считают, что им просто не везет в этом смысле — мол во всем город Богом любим, а вот с лидерами постоянный прокол.... Вот на этом фоне вечной вольницы, Михо имел все шансы проявить себя. И пресса была настроена к нему благожелательно. И даже Труханов говорил, что рад и ждет, что Саакашвили приведет в город и область иностранные инвестиции. Кредит доверия к нему был действительно огромный. Все шло хорошо.

Тут нельзя не упомянуть так же важнейший фактор — как Михо формировал свою новую команду. Уверена, что все местные патриоты и евромайдановцы ждали, что он в первую очередь с этим вопросом обратиться именно к ним. Они ж его реальная политическая надежда и опора в городе. Как минимум им так казалось. И пока они ждали, что он обратится, Михо начал формировать команду из всех желающих без всяких приоритетов. Часть людей позвал из Киева. Например, тех, кто проявил себя на семинарах и тренингах фонда Кахи Бендукидзе. Пригрел бесхозного Сашу Боровика. Еще кого-то медиаизвестного и с западным дипломом.... С миру по нитке. Основным положительным критерием стало отсутствие опыта работы на госслужбе. Было объявлено множество конкурсов на замещение должностей в ОГА. Вплоть до заместителя губернатора. Без приоритетов. Люди со всей страны и даже из РФ просто мечтали попасть в команду реформаторов и поучиться, поучаствовать во всем этом. Люди проходили строгий отбор, обучающие тренинги, тесты, деловые игры...

Я хочу еще раз обратить внимание ваше на эту ситуацию с одесскими активистами. Потому, что так бывает очень часто. И после смены режима никто из оппозиционеров не должен чувствовать себя в каком-то приоритете, что именно они априори теперь окажутся на руководящих должностях. И тем более сидеть и ждать, что их позовут, будто они невеста. Как оказалось — Майдан всего лишь ломает старые социальные схемы и лифты, освобождает их, но ДЛЯ ВСЕХ, а не для тех, кто приложил больше всех усилий, что бы их сломать. И как правило оказывается, что основной марафон только начинается, а у революционеров не только нет преимущества, а есть еще и огромная усталость от предыдущих действий. Надо быть готовыми к такому обороту. И самим проявлять максимум инициативы. Потому, что после придется обижаться на деле только на себя, когда опять все места будут занят и плоды революций будут пожинать совсем другие люди. Такая жизнь. Такие правила игры.

Саакашвили так и не позвал одесских активистов, а сами они так и не стали напрашиваться. Более того, было много обид после конкурсов, т.к. люди готовились проходили этапы, а потом Михо внезапно доставал откуда-то из рукава какого-то человека, не участвовавшего в конкурсе, и объявлял что именно он и займет должность. Было и такое, ни раз и ни два. Так, например, было с Машей Гайдар. Скандал разразился жутчайший. Объяснения про политическую целесообразность этого решения никем из одесских активистов не принимались. И это еще больше разделило их и Саакашвили, потому, что он опять наобещал, потом не сделал, и Маша осталась его замом. В итоге вместо того, что бы высказывать претензии к Михо, активисты начали копить ненависть к ней. Маша, скорее всего, не чувствовала и не понимала, т.к. попала как кур в ощип сразу в ситуацию, когда приехала сюда. Не успела сориентироваться сама в городе, не имела тут знакомств, кроме как из команды Саакашвили, потому и не имела личного мнения для оценки. Думаю, что Михо это наоборот вполне устраивало.

Какая-то команда в конце — концов сформировалась. Критерии отбора в реформаторы правда до сих пор особо никому не ясны. Кто все эти люди тоже не особо понятно. Но точно надо быть молодым, симпатичным, видео и фотогеничным, готовым работать без зарплат на волонтерской основе максимальное количество времени, и с восторгом смотреть на Михо. И никакого скепсиса! И это в Одессе — городе вечного скепсиса и веселого стеба! Больше даже на религиозную секту похоже. Конечно такая команда вызывала много вопросов, но в конце концов ведь у него уже был опыт успешных реформ. А у нас не было. Кто ж знает, возможно вот так они и делаются и именно так команды для них и формируются?!

Все и дальше бы шло худо — бедно вперед, но тут наступила горячая пора украинских выборов.... Но о них, и о том почему они сильно повлияли на неудачи Михо впоследствии, я расскажу в следующей главе. Ждите продолжения!