Платить из госбюджета Украины и позволить «интегрироваться» с Россией. Таковы главные, хотя и не единственные, требования инициативы «Зеленский, признай выбор Донбасса». Если верить одной из организаторов этого онлайн-движения, блогеру Евгении Тертычной, менее чем за месяц иницатива собрала более миллиона подписей.

Есть ли этот миллион и впрямь – не столь важно. Главное, что данная «общественная инициатива» вполне вписывается в нынешний этап информационно-пропагандистской войны РФ против Украины. Участком «фронта», на котором сейчас сосредоточена «огневая мощь» противников, являются местные выборы в ОРДЛО и прекращение боевых действий на Донбассе.

Обострение началось после того, как Владимир Зеленский, представитель Украины в так называемой «Минской контактной группе» Леонид Кучма, переговорщик по Донбассу от Офиса Президента, советник Зеленского Андрей Ермак, и, особенно, министр иностранных дел Вадим Пристайко, очертили «красные линии», за которые Киев вроде как не готов заходить в ходе переговоров об урегулировании конфликта. .

Больше всех выступал министр Пристайко, давший, в частности, два интервью – «Европейской правде» и «Громадському». Глава МИД всякий раз особо подчеркивал, что речи ни о конституционных изменениях, ни о тотальной амнистии боевиков не идет, а многострадальная «формула Штайнмайера» будет заменена некой «формулой Зеленского», где эти вопросы не будут затрагиваться вообще.

Сепаратисты отреагировали крайне бурно. «…призывать представителей Донбасса пойти на какие-то дополнительные уступки недопустимо – мы уже согласились на компромиссное решение и категорически настаиваем на том, чтобы Украина выполнила его», – заявила 18 сентября «министр иностранных дел ДНР» Наталья Никонорова. «Конфликт, увы, еще не окончен, и в какой-то ближайшей обозримой перспективе о его окончании говорить нельзя. Так можно судить исходя из того поведения, которое мы видим со стороны новых украинских властей. <…> В принципе, идет повторение пути Порошенко», – сказал на следующий день сам «глава ДНР» Денис Пушилин, и даже призвал Германию и Францию наложить на Украину санкции за «невыполнение» договоренностей.

Им вторят многочисленные «эксперты» и «депутаты» квазиреспублик, чьи заявления щедро тиражируются тамошними СМИ. Так, некий «председатель комитета Народного Совета ДНР» по внешней политике, международным связям, информполитике и информационным технологиям Владислав Бердичевский 20 сентября вообще обозвал украинского президента «клоуном», и строго предупредил, что стратегия Киева приведет «к тому, что утомление от ваших реприз дойдет до красной линии невозврата. Если это уже не произошло».

Конечно, у сепаратистов своя логика: существующая ситуация вполне устраивает их главарей, ведь в рамках урегулирования кому-то наверняка придется потесниться, а то и вовсе уйти с властного террикона. С другой стороны, такой шквал непримиримости не мог не быть согласован с Москвой.

Есть основания предположить, что речь идет о повышении сторонами ставок с тем, чтобы было за что торговаться в дальнейшем. Заявления Пристайко и других о границе компромисса многие эксперты в Украине рассматривают как пробные шары, проверку на реакцию публики. Аналогично, агрессивные выпады сепаратистов выглядят попыткой, как говорится в известных кругах, «взять на понт» украинскую власть.

В то же время эти выпады сопровождаются изменениями в дипломатической риторике Москвы, с одной стороны, и в тональности российской пропаганды – с другой. Автор этих строк сейчас находится в РФ, и не мог не отметить, что российское телевидение в последние недели ведет антиукраинскую и «антибандеровскую» пропаганду не менее активно, чем в середине прошлой зимы, когда, казалось еще, ненавистный Кремлю Порошенко имел шансы удержаться в кресле на второй срок. С победой Зеленского эта активность заметно снизилась – но теперь все возвращается на круги своя.

Кремль при этом не скрывает своих целей: проведение местных выборов и реинтеграция ОРДЛО в Украину на своих условиях. Причем договоренности там хотят достигнуть еще до встречи «Нормандской четверки» – на двоих. Об этом еще 7 сентября ясно сказал Путин. Вскоре его помощник Юрий Ушаков подчеркнул, что подобная договоренность должна быть «железной».

5d8a13df30d66.jpg


Проблема в том, что ныне действующий «Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (т. н. «закон об особом статусе») четко устанавливает: пункты «Минских соглашений» об организации местной власти в ОРДЛО, принципах ее взаимоотношений с Киевом и РФ, амнистии боевиков и их пособников – все эти, прописанные в самом законе, пункты вступают в силу только после проведения в ОРДЛО местных выборов. А выборы эти – внимание – могут состояться только при соблюдении условий п. 4 ст. 10 упомянутого Закона.

Этот пункт был внесен президентом Порошенко 17 марта 2015 года, и он требует, в частности, вывода не только российских войск, но и боевиков, равноправного участия всех украинских политических сил, присутствия как международных наблюдателей, так и официальных представителей ЦИК, наконец – возобновления украинского телерадиовещания и распространения украинской прессы в ОРДЛО.

На все эти условия сепаратисты (то есть Кремль) все эти годы не шли. Почему и тормозился весь процесс. Впрочем, в упомянутом выше интервью «Европейской правде» министр Пристайко не исключил изменения данного закона в ближайшем будущем (хотя и не конкретизировал, как именно). Благо, повод для этого есть: акт необходимо продлевать каждый год, и удобный для изменений момент настает как раз в начале октября.

Если речь идет о ликвидации либо изменении того самого п. 4 ст. 10, то такой шаг вызывает обоснованные вопросы. Ведь представители Зе-команды неоднократно заявляли, что попросту вынуждены выполнять «Минские соглашения», подписанные прошлой властью. Но чисто юридически Закон Украины выше обоих «Минсков» (так как те не ратифицировались ВР), не говоря уж о «формуле Штайнмайера», которую пока никто даже не подписал.

В момент подготовки этого текста Андрей Ермак снова успокаивал украинцев. «Мы точно никогда не допустим федерализации нашей страны. Мы точно никогда не допустим потери наших территорий. Мы хотим прекратить войну. Мы хотим реинтегрировать Донбасс в Украину», – заявил он.

И разъяснил, что вопросы амнистии и прочего «будут урегулированы другими законами, которые будут вынесены на голосование в ВР с соблюдением всех необходимых процедур и обычно с возможностью публичного обсуждения», причем «особый статус „Л-ДНР“ не является предметом переговоров ни в Минске, ни в „Нормандском формате“, даже не обсуждается».

Пока не представлены сами законопроекты, обсуждать здесь нечего – можно только верить (или не верить), в зависимости от своих политический предпочтений и антипатий. Вместе с тем, очевидно, что раз для Москвы так важны выборы в ОРДЛО, то в интересах Украины обставить согласие на эти выборы максимальным количеством выгодных для себя условий. То есть провести в одном пакете с темой выборов и другие вопросы, те, которые пункт 4 статьи 10.

Но, как явственно следует из слов г-на Пристайко и г-на Ермака, сделать это Киеву не удается.

Конечно, многое здесь можно объяснить внешним давлением – не только Кремля, но и Германии с Францией. Но это не снимает того факта, что речь идет о лукавстве. Ведь странно сначала сказать, что «мы вынуждены это делать», а уже потом действительно самим себя обязать это делать, не так ли?

Между тем, помимо давления «партнеров» и недруга, у готовности нынешней власти к компромиссу есть и внутриполитические причины. Это – интерес, даже страсть, к сохранению рейтингов. Непринципиально, что тому главной причиной – жизненный бэкграунд, природный характер или «головокружение от успехов» после президентских и парламентских выборов. Важно, что сохранение рейтингов не должно и не может быть самоцелью.

Иначе слишком просто, даже почти гарантированно, можно попасть в ловушку, которую, с присущим им умением, расставят наши северо-восточные «партнеры» в рамках «борьбы за мир» на Донбассе.

Напомним, в ходе президентской кампании пропагандисты как Зеленского, так и «тяжеловесов второго эшелона» вроде Тимошенко, «Оппоблока» и «Оппоплатформы», усиленно убеждали избирателя, что война продолжается исключительно по вине Киева. Это с одной стороны. С другой же, в обществе действительно существует огромный запрос на мир – и существует давно, с тех пор еще, когда не только президентство, но даже и участие шоумена Зеленского в президентских выборах показалось бы дурацким анекдотом.

Причем все эти годы украинцы больше хотели мира на определенных условиях, чем и явной капитуляции, и активных наступательных действий, вместе взятых (см., в частности, здесь).

Как это относится к рейтингам власти? Давайте рассмотрим. Пока, по всем соцопросам, рейтинг доверия к Президенту Зеленскому упорно держится на уровне порядка 70 %. Есть основания полагать, что тот же «обмен заложниками» 7 сентября как минимум у части его избирателей укрепил уверенность в том, что шестому главе новейшей Украины под силу и установить мир на Донбассе, не поступаясь при этом теми самыми стратегическими интересами, которыми, как показано выше, не хочет поступаться большинство украинцев.

Вот только для танго, как известно, нужны двое. И, даже со скидкой на стратегию повышения ставок, российская сторона сегодня не очень-то выглядит желающей «станцевать» в паре с Киевом.

Если встреча в «Нормандском формате» сорвется, Зеленскому придется решать сразу две непростые задачи. Во-первых, при очень ограниченных по сравнению с Россией дипломатических и пропагандистских ресурсах, убедить Запад (и конкретно Германию с Францией), что это вовсе не его вина. А во-вторых, донести до своих сторонников идею, практически противоположную тому, что его команда доносила в течение всего этого года. А именно – что мир на Донбассе зависит вовсе не только от желания договариваться с «чертом лысым», а, в гораздо большей мере, от самого «черта лысого».

Вариантом, конечно, является более-менее прикрытая каким-нибудь фиговым листком капитуляция.

Срыв же мирного процесса способен ударить по рейтингу Зеленского, который, увы, сам загнал себя в эту ловушку, раздавая яркие обещания о мире без капитуляции. Падение популярности страшит нынешнего президента лично, а с чисто политологической точки зрения оно еще и уменьшает его ресурс для проведения хоть каких-то реформ.

Конечно, какое-то время можно объяснять любые неудачи помехами «врагов» и «попередников». Недаром, например, по вот этому опросу, деятельность Президента поддерживают 71 % респондентов, но при этом только 55 % считают, что дела в Украине «идут в правильном направлении». Очевидно, разница – это те, кто верит, что если бы глава государства имел больше рычагов влияния (хотя, казалось бы, куда уж?), то и дела шли бы лучше.

Но, перефразируя Авраама Линкольна, можно долго сохранять небольшой рейтинг, или недолго – высокий, а вот долго сохранять высокий рейтинг в более-менее демократической стране весьма затруднительно. Возможно, настало время думать не только о рейтинге. Возможно даже, оно настало еще в момент объявления результатов президентских выборов.

DETECTOR.MEDIA