Друзья, угроза реванша – не просто результат правления «Кондитера». Зеленский, до сих пор неизвестно куда ведущий страну – не просто итог «Минских соглашений», которые так никуда и не привели. И «рубилово 73 на 24» — не только оценка правлению предыдущего президента (по крайней мере, если говорить о войне и внешней политике).

Все еще и наоборот.

Потому что вот это вот правление Порошенко происходило как раз с оглядкой на большинство нашего чудесного и воистину богоспасаемого народа. Потому что Порошенко не имел то ли смелости, то ли глупости сделать то, о чем так модно сейчас говорить в ура-патриотических кругах. Типа там, загнать в тюрьмы всю «вату», плюнуть на жесткие требования Запада и отказаться от «Минска», отвоевать Крым, в конце-то концов.

Теперь патриоты повторяют, что-де нынешняя угроза реванша взращена проклятым «Кондитером», что это он пестовал демонического Медведчука и устраивал договорняки с Путиным, что вот поэтому все. Что если бы не парад, то Иловайска не было бы, и вообще.

Конкретные ошибки – и халатность, и преступления – конкретных командиров, вплоть до наивысших, конечно же, имели место быть. Но мы об общем курсе. Вспомните-ка, как начиналась «гибридная агрессия» России на Востоке. Сколько украинцев еще пять лет назад готовы были воевать? Ладно воевать. Сколько готовы были бы вносить неминуемые экономические трудности в случае какого-нибудь там полноценного военного положения на то время?

Агрессия-то разворачивалась постепенно. И поначалу готов не был почти никто. Более того: Порошенко ведь избрали точно так же, как нынче Зеленского: мол, быстро наведем порядок и быстро закончим войну! Забыли уже? Это сейчас высоколобые аналитики из соцсетей и не только стыдят предыдущий режим: ах, какой был патриотический подъем! Да, был. Но основная масса населения хотела одного: чтобы все было как раньше, то есть спокойно. И чтобы самим ничего для этого не делать.

В «цари-решалы» в один тур избрали Порошенко. Но у него не получилось. Как справедливо сказано в одном романе Юлии Латыниной, чтобы сделать из людей солдат, сначала надо сделать из людей рабов. But how? Именно те же либеральные и патриотические активисты и журналисты, которые обвиняли предыдущий режим в договорняках с Путиным, куда пуще взъелись бы, если бы этот самый режим всерьез попробовал перевести страну на рельсы военной экономики – и военной же свободы слова. Не говоря уж о Западе, который, собственно, и продавил «Минск» еще в сентябре 2014-го, угрожая в ином случае оставить Киев один на один с чудесным дядькой из Кремля.

Порошенко был в некотором роде Кучмой: он тоже пытался лавировать между откровенной «ватой» (правда, при Кучме такого термина еще не было) и горе-ура-патриотами с их шапкозакидательскими настроениями. В то же время, он был в некотором роде Зеленским. Он тоже обещал несбыточное, чтобы заполучить голоса аморфного большинства, понятия не имея, как это самое несбыточное исполнить.

Он пытался не дразнить большинство – забывая, что этого мало, что большинство надо гладить по холке и всячески лелеять. Что нет никакого смысла хвалить президента по телевизору, если тот же телевизор ежедневно рассказывает, как все плохо в стране. Результат известен социологам: в последние пару лет украинцы демонстрировали высочайший уровень чувства социального благополучия – и, вместе с тем, максимальное недоверие к государству и его институтам. Ничего парадоксального в этом нет, еще древнегреческие политики регулярно сталкивались с этаким безо всякой социологии.

Ставка на печально известный «Армовир» привела не только к поражению Порошенко, но и к расколу патриотической общественности. Что, в отличие от политической судьбы экс-президента, действительно тревожит. С другой стороны, очевидно, что в вопросах «гибридной войны» и отношений с Россией президент Зеленский вынужден будет продолжать курс предшественника. Разве что декорации оформят получше – профессионалы все-таки.

Штука в том, что вот это самое большинство, из которого невозможно сделать солдат, потому что не можем же мы делать рабов – оно было, есть и будет. И это – Народ. И нельзя его, Народ, за это винить. Не нравится – уезжай или «лупай сю скалу» без надежды увидеть серьезные результаты при жизни. Но в обоих случаях помни: не Порошенко его породил, и, увы, Зеленский его не изменит.

А что касается самого экс-гаранта… Честно говоря, его фамилия присутствует в заголовке просто для так называемой кликабельности. Как уже сказано выше, его судьба не имеет значения – в отличие от судьбы Украины.

ЦЕНЗОР. Нет