Как мы знаем, Стокгольмский арбитраж вынес решение по двум искам о споре «Нафтогаза» и «Газпрома». В декабря, в своем первом решении, суд частично удовлетворил иски и «Нафтогаза», и «Газпрома». Арбитраж не отменил принцип «бери или плати», но уменьшил объемы в 10 раз (с 52 до 5 млрд. кубов в год). Суд не вернул Украине компенсацию за переплату, но изменил формулу расчета за 2014 год, согласно которой поставки газа за тот год начали считать по 350 долл. (Украина оплатила по 268), поэтому мы должны доплатить около 2 млрд долл. «Газпрому». Согласно же второго решения суда, «Газпром» должен выплатить «Нафтогазу» компенсацию в сумме 4,63 млрд. долл. за недопоставку «Газпромом» согласованных объемов газа для транзита. В итоге, согласно двух арбитражных производств, «Газпром» должен заплатить 2,56 млрд. долл в пользу «Нафтогаза».

Дальше глава правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что его компания вынуждена немедленно начать процедуру расторжения контракта с «Нафтогазом» на поставку и транзит газа. «Нафтогаз» (в исполнение решения арбитража) перечислил предоплату за газ, но «Газпром» вернул деньги, отказываясь выполнять решение суда. В России считают, что Стокгольмский арбитраж «руководствовался двойными стандартами». При этом важно отметить, что в тройку судей арбитража входят: представитель «Газпрома», представитель «Нафтогаза», независимый представитель, а решения принимаются консенсусом. Получается, что «Газпром» обвинил в двойных стандартах и собственного же представителя в арбитраже. Правда, потом, ближе к вечеру, от «Газпрома» прозвучало странное заявление, что он не оставит Украину без газа.

Странное, потому что «Газпром» уже 2 года и 3 месяца не поставляет газ Украине — «Нафтогаз» его покупает у европейских компаний. Что же касается шантажа о возможном расторжение контакта о транзите газа в ЕС через Украину, то это шантаж не только Украины, но и Европы (с учетом холодной погоды, которая сейчас установилась по всему континенту). Возможно, Москва, таким образом, пытается использовать ситуацию для продвижения проекта «Северный поток-2», но по факту — может добиться прямо обратного. Невыполнение «Газпромом» решения Стокгольмского арбитража — демонстрация того, что газ для России это по-прежнему инструмент гео/политического шантажа, который может быть на том или ином этапе применен против любой страны, и монопольное положение «Газпрома» только усиливает эти риски. Ведь если есть ошибка на стратегическом уровне, то впоследствии она будет воспроизводиться и на всех других уровнях.

Ну и, собственно, о нашей внутренней ситуации в данном контексте. Мы все в очередной раз увидели, что Россия будет использовать любые возможности для давления на Украину, которых, правда, стало несоизмеримо меньше за последние годы. Также мы все еще раз убедились, что политик не имеет права использовать государство, с точки зрения своих личных тактических политических выгод, как это сделала Юлия Тимошенко, подписав в 2009 году крайне выгодный для России и не выгодный для Украины газовый контракт. Что касается реагирования на ситуацию, то на тактическом уровне реагирования — Украина и Польша подписали временное соглашение о поставках газа в марте, что, кстати, наглядно продемонстрировало реальную общность интересов двух стран. Также «Нафтогаз» предложил акцию «прикрути» (введение режима экономии газа на несколько дней). На стратегическом уровне понятно, что надо увеличивать добычу собственного газа, а также переходить на альтернативные источники. В этом смысле, публичное акцентирование премьера Гройсмана на том, что «Нафтогаз» должен был спрогнозировать шаги «Газпрома» и заранее подумать о возможных вариантах, воспринимаю именно как акцентирование, а не как критику. Понятно, что груз социальной ответственности, так или иначе, в любом случае ложиться на правительство. Но также понятно, что расслабляться, когда мы имеем дело с Россией, действительно нельзя. И уж тем более не хотелось бы в этой ситуации наблюдать, как кто-то из субьектов попытается перевести это в пиар-историю.